Это не случайно: 1) этот период представляет собою логически замыкая» щийся цельный цикл, как увидите дальше и 2) этот период ограничен одинаковыми вехами: тенденциозной литературой. <...> Было создано сперва тело, затем — появился дух, протлшоположяоя* телу, и, наконец, после соединения двух тгротивсстоложностей, возник человек. <...> Вот тот путь, о котором вам, вероятно, приходилось читать и который именуется диалектическим путем развития. <...> Моя святая святых — это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь . <...> В начале XX веха — русская литература очень решительно отделилась от земли: появились так называемые символисты. <...> V Сологуба в его романе «Навьи чары» и в целом ряде других его вещей всегда рядом два образа: Альдонса и Дульцинея; Альдонса — бабища румяная и дебелая, это — грубая земля, ненавистная писателю; и Дульцинея — прекрасная и нежная, это воздух, мечта, которой Сологуб живет и которой нет на земле. <...> Ст/.хк Александра Блока — целые томы его стихов — об одном: о Незнаком», о Прекрасной Даме, о Снежной Деве. <...> Итак, на земле — символисты не находят разрешения вопросов, разрешения трагедии и ищут его в надземных пространствах. <...> Символисты взяли предметом своего творчества то, чего нет на земле, то него не может быть на земле. <...> О писателях-реалистах я говорил, что у : руках — зеркало: о писателях-символистах можно сказать, что у них в руках — рентгеновский аппарат. <...> Кто во время войны бывал в лазаретах, тому случалось видать: раненого ставят перед натянутым полотном, освещакуг рентгеновским^ лучами, чудодейственные лучи проходят сквозь тело — и на полотне появляется человеческий скелет, и где-нибудь между ребер темное пятнышко — пуля. <...> Так символисты в своих произведениях смотрели сквозь телесную жизнь — и видели скелет жизни, символ жизни —• и одновременно символ смерти. <...> Оттого у писателей-символистов мы не находим уже той бодрости, юмора, какие есть у Гор1** № СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА <...>