В. Дорошевич
Конкурс
Оригинал здесь:ФЖ ТГУ.
Высшее специальное учебное заведение. Совет. На столе -- листы с результатами конкурсных
испытаний.
Директор. Ну-с, приступим. Сколько желающих?
Секретарь. 500.
Директор. Ой-ой-ой! А мест?
Секретарь. 50.
Директор. Ай-ай-ай! Речь может идти, конечно, только о тех, кто получил круглое пять.
Секретарь. Круглое пять на конкурсных испытаниях получило 400 человек.
Директор. Все-таки 400! Удивительная нынче молодежь стала. Прямо старики какие-то! Ей-богу!
Кругом "Аквариум", "Крестовский", "Неметти" г), а они сидят и учатся. По-моему, это они нарочно.
Назло нам. "Ага! -- говорят.-- Назло будем учиться!" И учатся. Знают, что у нас свободных мест нет. Так
вот чтоб поставить нас в затруднительное положение!
2-й профессор. Что же делать-то, однако?
Директор. Прежде всего вычеркнем тех, у кого есть пять с минусом. Хоть одно пять с минусом. Сколько
таких?
Секретарь. Пятьдесят человек!
Директор. Все-таки хоть на пятьдесят меньше! Вот бы взять да еще хоть сотенки две минусов
понаставить. Ишь, ишь в клеточках сколько места осталось!
2-й профессор. Но ведь это же невозможно!
Директор. Да я и сам знаю, что невозможно! (Хватаясь за голову). Что ж делать? Что делать? Господа,
нужно немножко психологии. Отсчитайте только тех, у кого пять с точкой. У кого около пятерки стоит
точка. Точка -- это важная вещь. Я нахожу, что что-нибудь очень хорошо,-- я говорю: "Это хорошо" -- и
добавляю: "Да, это очень хорошо!". Точка -- это показывает, что экзаменующийся произвел сильное
впечатление. Пять поставил и точку -- подтвердил! Пять и точка. Верно. Выбирайте точки, которые
пожирней!
Секретарь. С точками осталось 250. Вот тут, у этой пятерки, какая-то странная точка. Не то
преподаватель поставил, не то муха...
Директор. Считайте, что муха! Считайте, что муха! Все-таки 249!
3-й профессор (уныло). А мест-то пятьдесят!
Директор. Сейчас еще что-нибудь сделаем! С психологией кончено, обратимся к графологии. О,
графология, господа,-- это удивительная наука! С ней нельзя не считаться. Меня познакомил с нею один
знакомый, он служит на государственной службе, но занимается графологией. Важно, как пишется
цифра! Он мне массу на этот счет интересного рассказывал. Массу! Показывал даже примеры: цифры
Наполеона и какого-то сбежавшего невского банкира. Знаете, это невольно как-то, инстинктивно
сказывается в почерке. Этакие рефлексы. Банкир, например, он ставил крупные цифры четко, ясно, а
потом пошла этакая цифра мельче, неувереннее -- оказывается, с этих пор и воровать начал. Мне
отвечают; я вижу, я уверен, что этот стоит пяти. Я ставлю пять, инстинктивно ставлю уверенно,
большую пятерку, во всю клетку! А то, знаете, неуверенность этакая является: "Как будто это стоит
пяти?". И я инстинктивно ставлю маленькую этакую пятерку, боязливую. Это, знаете, как гимназист
младших классов: не уверен, надо ли поставить запятую, так он ставит маленькую запятую. Считайте
только большие пятерки.Маленькие не считаются!
Секретарь. 149 человек с исключительно большими пятерками.
Директор. Вот видите! Дайте-ка сюда, я пересмотрю. Батюшка, что ж это вы делаете? Разве так можно?!
Ведь это графология! Смотрите, пятерка до верха не доходит, а вы ее считаете! Конечно, с такими
пятерками мы всегда будем переполнены!
Секретарь. Да ведь чуть-чуть не доходит. Может быть, это даже только так кажется.
Директор. А! Впечатление -- великая вещь! Кажется -- Значит, было что-нибудь. Колебанье этакое
легонькое, в почерке оно и выразилось. И к тому же все-таки один человек экономии. Остается уж не
149, а всего 148. Прочтите, кто остался.
Секретарь (читая список). Иванов...
Директор. Стойте! Зачем нам, например, Иванов? В нашем ведомстве и так масса Ивановых. Есть, если я
Стр.1