ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА LEX RUSSICA И.Н. <...> Фалалеева* КУЛЬТУРНАЯ И ПРАВОВАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ ЭТНОСА: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ В XIX в. <...> В статье автор на примере законодательства и научной литературы XIX в. показывает, что субъектные качества этноса в правовой жизни и законодательстве проявляются его конкретно-историческими характеристиками. <...> Перманентно являясь субъектом в культурном смысле, этнос не во все исторические периоды был явно маркирован свойствами субъекта права. <...> В то же время этнический статус, как и половозрастной, для XIX в. следует считать дескриптивным, так как сам факт законодательного разделения подданных на россиян и инородцев свидетельствовал о наличии особых прав и обязанностей, соотнесенных с их «природным происхождением». <...> При наличии этнополитической иерархии, свойственной России не в большей степени, чем другим империям, правосубъектность этносов проявлялась латентно, чаще в практике управления, чем в законодательстве, и синкретично как субъектность этноконфессиональная. <...> Эта нерасподобленность вытекала из самой природы «симфонии власти»: чтобы поддерживать стабильный правопорядок, российская монархия исходила из принципов православного патернализма. <...> Бурдье, т.е. использование дискурсивных смыслов терминов для уяснения стадиальности процесса создания юридического кода этнических групп, населявших Российскую империю в XIX в. <...> Обосновывается, что дискурсивная легитимация этнической правосубъектности осуществляется через поддержание и использование традиционных общественных институтов различных этносов, а также посредством признания обычно-правовых систем народов России. <...> Ключевые слова: этнос, иерархия статусов, обычное право, правовой плюрализм, сословная и этническая правосубъектность, культурная субъектность, историческая обусловленность, общественные институты, этноконфессиональная безопасность, юридический код группы. <...> ** Работа выполнена <...>