Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания  / №4 2013

ЭТИЧЕСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ КОНЦЕПТА «СЧАСТЬЕ» В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА (80,00 руб.)

0   0
Первый авторДмитриева
Страниц8
ID409312
АннотацияРассматривается этическая наполненность концепта «счастье», характерная для русской ментальности. Анализируется семантика концепта в словарных статьях русского и церковнославянского языков и речевых употреблениях.
Дмитриева, Н.М. ЭТИЧЕСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ КОНЦЕПТА «СЧАСТЬЕ» В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА / Н.М. Дмитриева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания .— 2013 .— №4 .— С. 14-21 .— URL: https://rucont.ru/efd/409312 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЭТИЧЕСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ КОНЦЕПТА «СЧАСТЬЕ» В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА Н.М. <...> Победы, 13, Оренбург, Россия, 460018 Рассматривается этическая наполненность концепта «счастье», характерная для русской ментальности. <...> Анализируется семантика концепта в словарных статьях русского и церковнославянского языков и речевых употреблениях. <...> Ранее в наших работах мы оперировали понятием этической нагрузки слова [8], понимая под этим этические ментальные представления, заключающиеся во внутренней форме слова и обнаруживающие себя чаще всего в «лексическом фоне» (Верещагин, Костомаров). <...> Этическими представлениями, т.е. ценностными, на наш взгляд, правильно считать прежде всего религиозные воззрения, определяющие взаимоотношения Бога и человека и собственно этические, характерные для отношений между людьми. <...> Однако, как показывает наше исследование, последние, как правило, также связаны с религиозными устоями и традициями. <...> Одним из основополагающих концептов для русской языковой картины мира является концепт «счастье». <...> Интересен тот факт, что в словаре церковнославянского языка слово «счастье» отсутствует, однако в Этимологическом словаре М. <...> Фасмера указывается на наличие церковнославянского «съчъастьнъ», имеющего значение «причастный» [15. <...> Его происхождение объясняется, вслед за И.А. Бодуэном де Куртенэ, из сложения древнеиндийского слова su со значением «хороший» и праславянского čęstь — «часть», т.е. хороший удел. <...> При выделении смысловых долей мы воспользовались методикой исчисления фоновых семантических долей [4. <...> Однако нам кажется, что слова-концепты в силу своей сверхнаполненности смыслами следует делить именно на смысловые доли, включающие в себя семантические как более частные. <...> А.А. Зализняк подчеркивает, что в словаре В.И. Даля вычленяется этимологическое значение слова, что автор словаря видит внутреннюю форму слова, при этом исследователь называет такие смысловые доли, как «совпадение», «общая <...>