Шурухина Кафедра общей и социальной психологии Башкирский государственный педагогический университет им. <...> Обосновывается необходимость исследования инициативности как свойства личности в русле системнофункционального подхода. <...> В психологии изучением инициативы и инициативности (понятия «инициатива» и «инициативность» часто отождествлялись) занимались Т. <...> Пейо (динамические проявления инициативы), Г. Компейре (в связи с самостоятельностью и независимостью личности), К. Левин <...> (особенности проявления инициативы при блокировке целей) и др. <...> Каптерев, И.В. Симонов, и др.), динамические аспекты инициативности (М.С. Говоров, Э.А. Голубева, Н.С. Лейтес и др.), мотивационные аспекты инициативы (Д.Б. Богоявленская, Т.Г. Егоров; И.Э. Плотниек и др.), специфика инициативности в контексте волевой сферы личности (Н.Д. Левитов, С.Л. Рубинштейн, П.А. Рудик и др.), интеллектуальная активность и инициатива в рамках психологии мышления (Л.М. Попов, Б.Ф. Ломов и др.) и психологии творчества (Д.В. Богоявленская, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Лук, и др.) <...> . Инициативность рассматривалась как основное свойство личности (К.А. АбульхановаСлавская), в контексте психологии управления (А.А. Деркач, Е.А. Климов, А.В. Щербина и др.), экономической психологии (В.Г. Валитов), при разработке вопросов социально ориентированного маркетинга (В.К. Гербачевский, Д.А. Леонтьев и др.) <...> . Были выявлены, в частности, следующие признаки инициативности: самостоятельное решение вопросов, творческое воображение, способность видеть перспективу. <...> Таким образом, очевидно, что в перечисленных исследованиях инициативность определялась характеристиками, относящимися к разным психологическим сферам (волевой, мотивационной, когнитивной, эмоциональной, результативной), что подразумевает аналитический подход к изучению личности, который анализирует какую-либо одну из сторон инициативности. <...> А.И. Крупновым [7; 19] был разработан системно-функциональный подход к изучению личности <...>