Никашина, А.А. Баталов Кафедра теории и практики иностранных языков Институт иностранных языков Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 В статье предлагается анализ на основе разработок Вейганда (Weigand, 1994) в отношении выделяемых им единиц: дискурса, разговора и собственно диалога. <...> Подходы к изучению диалога в основном характеризуются традиционным взглядом на единицы анализа. <...> В этой статье предлагается анализ на основе разработок Вейганда (Weigand, 1994) в отношении выделяемых им единиц: дискурса, разговора и собственно диалога. <...> Поскольку эти единицы отражают разные сферы употребления языка (устную и письменную, реальную и литературную, вербальную и социальную, контекстуальную и ситуативную и т.д.), анализ СРЭ в этих рамках представляется целесообразным для определения их места в текстовом пространстве и в естественной разговорной речи, для выделения их конститутивных признаков, для уточнения их функций. <...> Так как такой анализ еще не проводился в отечественных трудах, необходимо уяснить, какой смысл вкладывается в трактовку выделяемых таким образом единиц. <...> Кроме того, у авторов, использующих эти термины, нет согласия в отношении их употребления. <...> Все три единицы — дискурс, разговор и диалог — речевые образования и, значит, коммуникативно ориентированы. <...> Дискурс (discourse) сначала обозначал только вербальный текст, но теперь все более и более тяготеет к определению социального аспекта коммуникации и не функционирует, согласно Вейганду, как лингвистический, хотя его основной признак дан в терминах размера: больше одного предложения с необозначенным верхним пределом. <...> Социальный аспект, учитываемый в дискурсе, определяет прагматический и называется в работе целенаправленным поведением. <...> Дискурс, письменный или произнесенный, всегда связан с когнитивной трактовкой описания взаимоотношений людей. <...> Анализ дискурса использует такие понятия, как фрейм, пропозиции <...>