Н. Н. ЗАРУБИНА ПРАКТИКИ ПИТАНИЯ КАК МАРКЕР И ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Практики питания всегда социально стратифицированы и отражают сложившиеся в обществе неравенства и социокультурные различия. <...> Практики питания всегда социально стратифицированы и отражают сложившиеся в обществе неравенства и социокультурные различия. <...> Методология изучения социальной дифференциации и стратификации практик питания В древности и в Средние века социальный порядок рассматривался как продолжение космического порядка, а социальные различия наделялись онтологическим статусом. <...> Практики питания как маркер неравенства в России 47 к разным социальным категориям, различные практики питания, причем это онтологическое соответствие считалось настолько фундаментальным, что употребление «чужой» пищи интерпретировалось как угроза для здоровья (Монтанари 2009: 107–111). <...> В известном исследовании «Различия: социальная критика суждения» французский социолог П. <...> Бурдье показал, что потребление продуктов и сами практики питания определяются не столько непосредственно материальным положением, сколько габитусом группы – системой предпочтений и предрасположенностей, отражающих историю ее формирования и существования в социальном поле: «Вследствие того, что различные условия существования порождают различные габитусы… практики, порожденные различными габитусами, предстают как организованные конфигурации свойств, выражающих различия, которые объективно вписаны в условия существования в виде схем дифференциальных расхождений» (Бурдье 2004: 539). <...> Поэтому практики питания групп, занимающих разные позиции в социальном простран 48 Историческая психология и социология истории 2/2014 стве, с одной стороны, отражают их исторически сформировавшиеся социокультурные предпочтения, определяемые доступными им способами адаптации к социальным условиям их бытия, в том числе материальными <...>