М.В. Хачатрян Кафедра политических наук Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198 В статье анализируются особенности политической и институциональной трансформации в Республике Армения с 1990 по 2012 г. В первые годы независимости в Армении превалировала роль президента и его политические полномочия. <...> Очевидно, что параллельно тенденции «президенционализации» политической системы снижалась роль законодательной системы, что способствовало снижению демократичности системы. <...> Анализ полномочий политических субъектов показывает, что централизация власти на институте президентства может привести к снижению независимого функционирования законодательной власти. <...> Практика демократических преобразований «третьей волны» показала, что продвижение демократии зависит от сложившихся в обществе принципов и идей конституционализма. <...> Основной Закон государства должен обладать достаточной легитимностью, что во многом зависит от уровня развития в стране идей конституционализма, способов ее разработки и принятия. <...> Конституционная модернизация выявляет те характеристики социального развития, по которым в обществе отсутствует единство мнений. <...> Опыт стран Центральной и Восточной Европы, а также новых независимых государств на территории бывшего Советского Союза показал, что восстановление национального суверенитета, реализация концепции гражданского общества и правового государства, обеспечение прав личности невозможно без сильного государства, способного снизить социальные издержки переходного периода и представить рациональную стратегию выхода из кризиса. <...> Исторический контекст возникновения, формирования и развития конституционализма в разных странах существенно менял трактовку этого понятия. <...> Возникнув первоначально как либеральный противник абсолютизма, конституционализм в дальнейшем столкнулся с необходимостью ограничения самой демократии <...>