СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ О КАНОНИЗАЦИИ И ДЕКАНОНИЗАЦИИ (КАНОНИЗАЦИЯ И НАРОДНОЕ ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ – ПРОБЛЕМА КОНТРАПУНКТА) Б.Г. Якеменко Кафедра истории России Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 10–2, Россия, Москва, 117198 В статье рассматривается вопрос о критериях святости в отечественной агиографии и общественном сознании и об особенностях, связанных с этим канонизаций. <...> Проведенный анализ позволил установить, что то, что сегодня принято считать официальной канонизацией, зачастую всего лишь согласие с фактом «народной канонизации», совершившейся за долго до официальной процедуры в общественном сознании, прежде всего потому, что почитание тех или иных подвижников лежит вообще за пределами каких бы то ни было процедур, которые всего лишь придают легитимность уже сложившемуся в общественном сознании культу. <...> Вопрос о критериях святости, о связанных с этим канонизациях – это вопрос, полный противоречий, не вмещающийся в рамки формальных процедур. <...> Для того, чтобы хотя бы обозначить некоторые процедурные границы канонизации, нужен сегодня, как минимум, постоянно действующий орган, готовый работать несколько десятков лет. <...> «Несколько месяцев назад в интернете заметили, что в списке имен новомучеников в Православном церковном календаре на 2013 год, опубликованном Издательским советом Московской Патриархии, отсутствует ряд имен, указанных в прежнем календаре. <...> Протоиерей Владислав Цыпин, член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, говорит, что деканонизации не было. <...> Процедура канонизации прописана, и решение о канонизации может принять только Собор. <...> Интересная и беспрецедентная для последнего столетия история с исчезновением из церковного календаря ряда святых вызвала многочисленные толкования и версии [2]. <...> Нынешняя «деканонизация» вызвала целый ряд статей, содержащих самые разные предположения о причинах произошедшего, начиная <...>