Эсхатология русского религиозного раскола ИСТОРИЯ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ ЭСХАТОЛОГИЯ РУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО РАСКОЛА В.Э. <...> Багдасарян Факультет истории, политологии и права Московский государственный областной университет ул. <...> Радио, 10–1, Москва, Россия, 105005 С.И. Реснянский Кафедра истории России Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 10–2, Москва, Россия, 11719 В представленной статье исследуется эсхатологическая составляющая русского религиозного раскола семнадцатого столетия. <...> Доказывается его доминантное значение в социальных катаклизмах «бунташного века». <...> Прослеживается связь между идентифицируемыми позициями в расколе и генезисом доктрины «Третьего Рима». <...> О связи доктрины «Москва – Третий Рим» и идеологии большевизма писал Н.А. Бердяев: «Вместо Третьего Рима в России удалось осуществить Третий Интернационал, и на Третий Интернационал перешли многие черты Третьего Рима. <...> Основополагающим постулатом старообрядческого православия являлась вера в «Святую Русь», т.е. в национальную традицию, отступление от которой равнозначно было измене православию. <...> Аввакум призывал восточных патриархов поучиться истинному православию на Руси: «Рим давно упал и лежит невсклонно, а ляхи с ним же погибли, до конца враги быша християном. <...> Таким образом, старообрядчество выражало национально-традиционалистский аспект русской идеи. <...> Троеперстие старообрядцы представляли как скрытую форму хулы на Бога в виде кукиша, атихристовой печатью, символизирующей лжетроицу – дьявола, антихриста и лжепророка. <...> Эсхатология русского религиозного раскола вола веры слова «истинного» старообрядцы усматривали сомнение никониан в истинности Господа, а удаленный из словосочетания «Рожденно, а не сотворенно» союз «а», мыслился как тот самый «аз», за который многие готовы были погибнуть. <...> По популярным на Руси пророчествам гибель истинно православного царства должна была произойти <...>