Вестник РУДН, серия История России, 2014, № 1 КОМПЕТЕНЦИИ КАК КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА РОССИЙСКОГО ВУЗА С.С. <...> Борисов Кафедра истории России Российский университет дружбы народов Ул. <...> Миклухо-Маклая, 10–1, Москва, Россия, 11719 В статье анализируются содержательные аспекты понятий «компетенции» и «компетентность», делается вывод о том, что профессиональная компетентность – это многофакторное явление. <...> Важная роль в его формировании принадлежит ценностным ориентирам, личностным качествам, а также интегративным показателям культуры. <...> В статье дается оценка месту, роли и значению учебного курса «История России» в развитии общекультурных компетенций студента; с учетом накопленного опыта авторы раскрывают проблемы, с которыми приходится сталкиваться в процессе обучения истории студентов негуманитарных факультетов РУДН. <...> Ключевые слова: Россия, компетенции и компетентность, общекультурные ценности, личностные качества, опыт и проблемы их формирования. <...> Понятия «компетенции» и «компетентность» стали употребляться в научных педагогических трудах во второй половине XX в. (что было связано, главным образом, с анализом вопросов зарубежного образования), а в первом десятилетии нового века они стали неотъемлемой частью российской педагогической лексики. <...> Сегодня эти категории нашли свое отражение в Законах, Федеральных государственных образовательных стандартах, учебных планах и программах. <...> По мнению В.А. Болотова и В.В. Серикова, природа компетенции такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, его ни столько технологического, сколько личностного роста, следствием саморазвития и обобщения 100 Синютин С.С., Борисов В.А. <...> Компетенции как критериальный показатель… деятельного и личностного опыта (2). <...> В Большой современной энциклопедии «Педагогика» отмечается, что «Компетентность – мера соответствия <...>