«Ни одного учителя вне общественной работы…»: о социально-духовной роли учительства… <...> : О СОЦИАЛЬНО-ДУХОВНОЙ РОЛИ УЧИТЕЛЬСТВА ЮЖНОГО УРАЛА В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ Р.З. <...> Алмаев Кафедра отечественной истории Башкирский государственный педагогический университет им. <...> Октябрьской революции, 55а, Уфа, Россия, 450000 В статье рассматриваются отличительные черты советского учительства послевоенных десятилетий как специфической социально-профессиональной группы. <...> Автор на материалах Южного Урала исследует факторы, повлиявшие на общественную активность учителей. <...> Особое внимание уделяется социально-демографическим характеристикам, духовному облику, общественному престижу учительской профессии. <...> На наш взгляд, обращение к социальной политике государства по отношению к учительству в советский период позволит избежать возможных ошибок и сопоставить современные решения власти с историческим опытом. <...> Нужно признать, что социально-духовная роль учительства послевоенных десятилетий в жизни региона не нашла еще достаточного отражения в научной литературе. <...> Следует выделить обобщающие исследования общесоюзного масштаба (1), статьи, посвященные деятельности школьных партийных организаций Урала (2), опубликованные в советское время. <...> Не нашли должной оценки в историографии такие вопросы, как повседневная жизнь педагогов, социальный статус, духовный облик, профессиональные и гражданские качества советского учителя. <...> 87 Вестник РУДН, серия История России, 2014, № 1 В восстановительный период после завершения Великой Отечественной войны объективно возрастала ценность учительской профессии. <...> Особенно здесь ощущался недостаток учителей с высшим образованием для старших классов, в частности, по таким специальностям, как физика, математика, иностранные языки, история. <...> Большинство педагогических кадров общеобразовательных школ Южного Урала в послевоенный период также составляли люди без необходимой квалификации <...>