№ 32–33
(6609)
23–29 августа 2017
www.lgz.ru
Выходит по средам
Основана в 1830 году
при участии А. С. Пушкина
Издание возобновлено
в 1929 году при поддержке
М. Горького
ЧИТАЙТЕ
❻ Мост через Каспий
ТЕМА НОМЕРА
Ступени Вампилова
Выдающемуся драматургу исполнилось бы 80 лет
Это кажется почти фантастикой, но такой
замысел есть. И по нему смогут пустить
не только поезда, но и прокачать
нефть и газ. Есть над чем подумать и нашим
властям, и учёным.
❶❹ Большой театр
Бориса Эйфмана
Спектакли его труппы – особая вселенная,
где есть место всем видам и жанрам
искусства.
❶❻ ●
❶❼
Потомственный
разведчик-нелегал
и его жена
Они предотвратили покушение на Сталина,
Черчилля и Рузвельта и стали прототипами
главных героев фильма «Тегеран-43».
Но этот яркий эпизод – лишь
малая часть сделанного Геворком и Гоар
Вартанянами.
❶❾ Не о человеке
думаем
В канун сороковин Даниила Гранина
«ЛГ» публикует его размышления о диалоге
культур.
СКАНДАЛ
Покаяние
или реваншизм?
И в XXI веке по Россоши маршируют
альпийские стрелки. В знак
протеста двое ветеранов Великой
Отечественной войны даже вернули
памятные медали. Результат
их демарша превзошёл все ожидания
– некогда бесхозный памятник
погибшим здесь итальянцам,
вокруг которого и маршировали
стрелки, взят местной властью на
свой баланс.
Дело не только в шляпе
Корни этой истории уходят в годы оккупации
Россоши. На правом берегу Дона
вражескую линию фронта тогда держала
8-я итальянская армия численностью
более 220 тысяч человек. В её
состав входил и элитный альпийский
корпус, а в Россоши располагался его
штаб. В разгар зимы 1942–1943 годов в
результате ожесточённых боёв вражеские
войска были окружены, около 90
тысяч итальянских солдат и офицеров
уничтожены или взяты в плен.
Постперестроечное потепление привело
к возникновению новых связей между
странами, и в Россошь прибыли итальянцы,
чтобы поклониться праху павших на
донской земле. И хотя период оккупации
остался в памяти тех, кому довелось испытать
на себе ужасы фашизма, горожане
отнеслись к таким гостям с пониманием.
Окончание на стр. 5
КНИГА НЕДЕЛИ
Станислав Бышок.
Новая Европа Владимира
Путина. Уроки Запада
для России
М. Книжный мир 2017
606 с. 1000 экз.
Кажется, все мы в последние 2–3 года
особо наглядно убедились, что Запад,
прежде всего в лице его правящих ныне
элит, нацелен на то, чтобы как можно
сильнее ослабить Россию и её лидера, а
попутно доить нашу страну. Словом, иллюзий,
что достижимо цивилизованное
сотрудничество и взаимодействие, почти
не осталось. Однако так ли мы хорошо
представляем, что происходит в самих
странах Западной Европы? Не исходим
ли порой в рассуждениях и действиях
(это относится к нашим властям) из устоявшихся
штампов? Видим ли
происходящие в «другой» цивилизации
изменения?
На эти и многие другие вопросы
пытается, и не без успеха,
ответить автор книги. Особо
подробно С. Бышок останавливается
на евроскептиках
национально ориентированных
партиях в Европе, включая
французский «Национальный фронт»,
итальянскую «Лигу Севера», нидерландскую
Партию свободы и «Альтернативу
для Германии». И неслучайно. Ведь эти
партии, выдвигаемые ими идеи становятся
всё более популярными среди граждан
старого континента. При этом евроскептики
видят именно в России положительный
ориентир, которому должны следовать
европейские страны, если они хотят
восстановить национальный суверенитет
и самобытность. Так что, как говорится,
ещё не вечер.
Александр Вампилов – главный
драматург моего поколения. Спектакли,
которые режиссёры наперегонки
ринулись ставить, когда он
погиб в ледяных волнах Байкала,
вызывали чувство радостно-щемящего
открытия. Увидев «Провинциальные
анекдоты» в «Современнике»,
я был потрясён как зритель
и, только много позже, поработав
в драматургии, попытался объяснить
самому себе причины того
потрясения. Чем же автор «Прощания
в июне» выделился тогда, в
1970-е, на фоне многих профессионалов,
пишущих для театра, чем
зачаровал наши сердца? Ведь его
современниками были не «братья
Дурненковы» (так я собирательно
именую «новую драму»), а блестящие
мастера: Арбузов, Розов,
Рощин, Друцэ, Володин, Зорин…
Чем он, начинающий, по сути,
провинциальный драматург, взял
всесоюзного зрителя, как в ту пору
выражались?
Попытаюсь ответить. С Вампиловым
на сцену вернулось чувство
живой меняющейся России, както
притуплённое рутинным валом
оте чественной и зарубежной классики,
отголосками великой военной
темы, премиальными страданиями
совестливых советских
пролетариев и драматургическими
жертвоприношениями на алтарь
дружбы народов, не спасшей
СССР. Зритель подустал и от интеллигентной
фронды, запрятанной
чаще всего в лукавые вариации на
вечные темы. Ну сколько можно
было срамить безусого Нерона и
убивать дракона, который давно
уже сам издох? Зритель хотел настоящей,
заоконной России, и он
её получил от молодого драматурга
из Сибири.
Окончание на стр. 11
ХУДОЖНИК ЮРИЙ КВАСОВ
Стр.1