УДК 72.023 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ОБЪЕКТОВ ПРИДОРОЖНЫХ КОМПЛЕКСОВ В.М. <...> Шувалов Инженерный факультет Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117193 В статье рассматриваются особенности архитектурного формообразования объектов дорожного сервиса в современных экономических условиях с позиций бизнеса и рекреационного девелопмента, предпринимателя и организатора объектов и инфраструктуры в придорожном пространстве. <...> Ключевые слова: многофункциональность, придорожные рекреационные объекты, отдых путников, комплексы, рекреационный девелопмент, кластер, конкурентные преимущества. <...> Архитектурная типология объектов дорожного сервиса рассматривает: кемпинг, мотель, пункт общественного питания, площадка отдыха, автозаправочная станция, моечный пункт, предприятие торговли, станция технического обслуживания. <...> На площадках отдыха предусматривают возможность осуществления кратковременного отдыха, приема пищи, и т.д. <...> Для этого предусматривается освещение всей территории в темное время суток. <...> Анализ более 180 объектов дорожного сервиса Московской, Ленинградской, Нижегородской, Тульской, Ярославской, Архангельской областей и Приморского края показывает, что столы и скамейки, туалеты, мусоросборники отсутствуют в большинстве кемпингов и мотелей. <...> Перечень минимально необходимых услуг (1) не включает в себя скорую медицинскую помощь, отдых и кратковременную релаксацию водителей, отсутствуют места для самообслуживания путников. <...> В реальном проектировании объектов дорожного сервиса многие функции технического и общественного назначения совмещаются в одном или нескольких близко расположенных друг к другу зданий. <...> В дальнейшем эти объекты мы будем называть придорожными рекреационными объектами, а учитывая их многофункциональность и комплексность, назовем их придорожными рекреационными комплексами (ПРК). <...> Рекреационный девелопмент, направленный на развитие <...>