kristina_samsonova_00@mail.ru СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ Samsonova K.A. <...> STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ELEMENTS OF EMOTIONAL REGULATION В последние годы фиксируется рост числа нарушений эмоциональной регуляции: тревожных расстройств, депрессии, навязчивых страхов и т.д. <...> ) При этом успех психокоррекционной работы с такими нарушениями напрямую зависит от понимания общей структуры эмоциональной регуляции и ее функциональных звеньев. <...> В научной литературе существует двойное понимание термина «эмоциональная регуляция». <...> Первое подразумевает самостоятельную регулирующую функцию эмоций по отношению к поведению. <...> Управление и регуляция эмоциональных состояний происходит на нескольких уровнях: 1) когнитивном; 2) телесном; 3) личностном; 4) межличностном. <...> Когнитивный уровень описывается исследователями с помощью ряда понятий: «эмоциональный интеллект», «эмоциональная компетентность», «когнитивный стиль». <...> Выделяются конкретные когнитивные действия по управлению аффектом: отвлечение внимания, переоценка значимости события, контрафактное мышление, так и устойчивые когнитивные черты (Вилюнас В.К.) <...> . Во всех трех теориях важную роль играет такая когнитивная черта как «эмоциональное понимание». <...> Она включает в себя сеть символических и вербальных представлений об эмоциях и напрямую зависит от широты системы мыслительных категорий и значений. <...> Низкая дифференцированность системы значений приводит к большей подверженности аффекту (Mayer J.D., Salovey P.) <...> . Телесный уровень эмоциональной регуляции описывается с помощью понятия «алекситимия». <...> Этот феномен обозначает низкую телесную чувствительность и недостаточность интрацептивного восприятия. <...> При алекситимии наблюдается снижение качества и количества сигналов обратной связи от телесных ощущений (Николаева В.В.) <...> . Уровень личности в регуляции эмоций связывается исследователями с важным параметром «произвольности». <...> Соотношение произвольности и непроизвольности личностного <...>