АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ УДК 681.5.09 АНАЛИЗ ВНЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЙ И ПРИЧИН АВАРИЙНЫХ ОСТАНОВОВ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА О.Н. <...> Кузяков, Н.В. Попова, Н.В. Лапик (Тюменский индустриальный университет) Задача анализа состояния параметров сложной системы является одной из наиболее важных в современном управлении технологическими процессами как в нефтяной [1], так и в газовой промышленности [2], и от её решения зависит правильность принятия решений при дальнейшей эксплуатации оборудования. <...> Данное обстоятельство принципиально изменило ситуацию, в том числе и с точки зрения подходов к решению задачи технической диагностики газотранспортного оборудования. <...> Действительно, никогда ранее у служб, ответственных за безаварийную эксплуатацию ОТГ, не было в наличии такого объема технологической информации, собранной в реальном режиме времени, поэтому закономерно, что в современных условиях требуется разработка новых подходов к решению задачи оценки технического состояния ОТГ, в особенности, основного силового агрегата системы транспорта газа – газоперекачивающего агрегата (ГПА) [3]. <...> Для предупреждения аварийных остановов (АО) и снижения опасности возникновения внештатных ситуаций на производстве предлагается провести анализ АО, выявить причину каждого из аварийных остановов агрегатов ГПА-Ц-16 с системой автоматического управления (САУ), вывести статистику причин АО и сформулировать меры по снижению их количества [4, 5]. <...> Но сначала, до проведения анализа, необходимо перечислить все теоретически возможные причины, по которым могут возникнуть условия для перехода САУ ГПА к выполнению алгоритма "Аварийный останов агрегата", это: 1) отказ приборов КИПиА: отказ датчиков; нормализаторов; блоков питания; процессора; обрыв или повреждение линий связи; 2) неисправность основного оборудования: механические поломки и повреждения; разрывы трубопроводов; отказ основного <...>