МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ БИЗНЕС УДК 622.692.4:665.5.051 ГАЗОТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ: СФОРМИРОВАНЫ ЛИ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА? <...> Е.С. Орлова (старший эксперт сектора "Газовые рынки" Энергетического департамента) (Фонд "Институт энергетики и финансов") Европейский союз планировал до конца 2014 г. закончить формирование единого рынка газа. <...> В настоящее время этот процесс продолжается, но в ближайшей перспективе создание единого рынка газа в Европе не представляется возможным. <...> В данной статье описаны основные причины отсутствия возможности решения ключевой задачи Европейского союза – создание единого рынка газа в ближайшее время, которые связаны с недостаточной ликвидностью рынков газа стран Центральной и Восточной Европы, а также с неразвитостью их газотранспортной системы. <...> Последнее десятилетие ЕС выстраивает новую архитектуру своего энергетического рынка. <...> Ключевой задачей Третьего энергетического пакета, который был введен в действие в 2009 г., стало формирование единого рынка газа в пределах ЕС с обязательным условием – должна существовать развитая конкуренция поставщиков газа на внутренних энергетических рынках стран-членов ЕС. <...> Краткосрочная (спотовая) и долгосрочная торговли газом в этом регионе развиты так же, как и газотранспортная система, строительство которой ведется с 1930–1940 гг. <...> Страны Центральной и Восточной Европы, в свою очередь, столкнулись с препятствиями на пути реализации ключевой задачи ЕС – формирования единого рынка газа – из-за недостаточной ликвидности своих внутренних рынков газа и неразвитости газотранспортной инфраструктуры, что в настоящее время является главным барьером в формировании конкуренции между поставщиками. <...> Ликвидность газовых хабов в Европе Ликвидность площадок торговли газом на внутренних энергетических рынках стран-членов ЕС – газовых хабах – определяется объемом совершенных торговых операций <...>