Мы же поступаем с точностью до «наобо рот»: берем заготовку и затем обтесываем ее на разных станках, отправляя иной раз до 90% исходного материала в отходы. <...> А нельзя ли поучиться у живой природы ее технологии для внедрения в машино строение? <...> Вот уже многие века они, например, пытаются заменить метал лообработку точным литьем или прессова нием. <...> А с некоторых пор детали пытаются и… выращивать. <...> Одним из первых такую технологию хотел внедрить в производство ленинградский профессор Б. Степанов <...> Еще в середине ХХ века он предлагал помещать в рас плав затравку в виде кусочка готовой детали. <...> Затем эту затравку потихоньку приподнимали, а вслед за ней тя нулось продолжение. <...> Расплав кристаллизовался части ца за частицей, принимая ту же форму, что и затравка. <...> Таким образом, как показали многочисленные экспе рименты, можно выращивать провода, швеллеры, рель сы, двухтавровые балки, заготовки для зубчатых колес, лопатки авиационных турбин, не прибегая к прокатке, волочению или штамповке. <...> И если эта технология по сию пору не нашла себе широкого применения, то лишь потому, что никому в мире еще не удалось ускорить процесс кристаллизации настолько, чтобы установки по выращиванию деталей смогли по производительности соперничать с теми же прокатными станами и штампо вочными прессами. <...> 14 Под новую технологию теперь модернизируют и конструкцию само го авиационного двигателя. <...> Са мые сложные детали научились печатать на 3Dпринте ре. <...> И это — не единственный способ безотходного произ водства. <...> В Институте лазерных и сварочных технологий СанктПетербургского политехнического университета Петра Великого группа исследователей под руководством директора института, доктора технических наук профес 15 сора Г. А. Туричина работает над проектом, который на зывается довольно сложно. <...> А именно: «Создание техно логии высокоскоростного изготовления деталей и компо нентов авиационных двигателей <...>