ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ Pedagogical acmeology УДК 37.03 НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ИХ ОСВОЕНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Иванова Галина Павловна – доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики Московского городского психологопедагогического университета (МГППУ); e-mail: Galina-2003@ya.ru Карпушина Ирина Павловна − учитель высшей категории школы № 17 г. Рузаевки Республики Мордовия; e-mail: Galina-2003@ya.ru АННОТАЦИЯ Рассматривается сущностная характеристика нравственных ценностей, а также особенности их развития и освоения учащейся молодежью в контексте педагогической акмеологии. <...> Обращается внимание также на аксиологический, духовный, результативный, процессуальный, ориентационный аспекты, на особенности сопровождения педагогом развития нравственных ценностей. <...> В связи с изменением идеологических постулатов формирование новой системы ценностей идет по трем направлениям: на основе согласования с запросами изменяющейся действительности; на базе толерантности по отношению к ранее существующим ценностям; в результате приспособления ранее существующих ценностей к новым условиям жизни общества. <...> Наблюдается тенденция изучения нравственных ценностей, связанных с переосмыслением мировоззренческих основ общества, с поиском новых этических концепций, способных удовлетворить назревшую потребность в новом мироощущении. <...> На основе контент-анализа подходов отечественных и зарубежных ученых к характеристике признаков нравственных ценностей, а также с учетом эмпирических данных, можно выделить шесть групп ценностей: первая группа – нравственные ценности, отражающие общечеловеческие ценности (сохранение мира на Земле, дружба народов, свобода, равенство, независимость, сохранение природной среды обитания); вторая – нравственные ценности, ориентированные на человеческие отношения (порядочность, честность, доброта, сострадание, милосердие, взаимная поддержка); третья <...>