Мартынова Кафедра мировой политики Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Покровский бульвар, 11, Москва, Россия, 109028 В статье рассматривается политика Японии и Китая в Юго-Восточной Азии на современном этапе. <...> Анализируется процесс становления и развития диалогового формата «АСЕАН+3», который объединяет десять членов АСЕАН и три государства Северо-Восточной Азии — Японию, Китай и Южную Корею. <...> «АСЕАН+3» может послужить катализатором для процессов экономической и политической интеграции в Восточной Азии. <...> Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что региональным лидером в Восточной и Юго-Восточной Азии в данный момент является Китай. <...> Предпосылки создания «АСЕАН+3» В данной статье хотелось бы рассмотреть относительно новое интеграционное образование — диалоговый формат «АСЕАН+3», который объединяет достаточно успешную группировку АСЕАН (1) и три ведущие азиатские экономики — Японию, Республику Корею и Китай. <...> Большинство исследователей сходятся во мнении, что в Восточной Азии к концу XX века сложилось три «центра тяготения» — Япония, Китай и страны АСЕАН. <...> В качестве предыстории отметим, что до второй половины 90-х гг. вопрос о создании восточно-азиатского экономического объединения практически не поднимался. <...> Прообразом «АСЕАН+3» послужила концепция премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада о создании Восточно-Азиатского Экономического Сообщества, выдвинутая в начале 90-х гг. <...> На официальном уровне Мохамад впервые озвучил свою концепцию на заседании после министерского совещания АСЕАН [30]. <...> Он подчеркнул, что новое объединение должно следовать принципам ГАТТ/ВТО, не вступать в конфронтацию с АТЭС и не вредить сплоченности АСЕАН. <...> Можно сказать, в то время подобный альянс был заранее обречен на неудачу [13. <...> США были категорически против восточно-азиатского интеграционного объединения без их участия и всячески препятствовали его созданию. <...> В частности <...>