Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика  / №4 2015

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ В «СТАЛИНСКИХ» ГЛАВАХ РОМАНА А. СОЛЖЕНИЦЫНА «В КРУГЕ ПЕРВОМ» (80,00 руб.)

0   0
Первый авторНичипоров
Страниц7
ID404271
АннотацияВ статье рассмотрены приемы художественного изображения Сталина в романе Александра Солженицына «В круге первом» (1955—1968; главы 19—23). В работе исследуются различные варианты соотношения авторской речи с голосами вождя и иных персонажей. С опорой на внутренние монологи центрального героя, его несобственно-прямую речь, авторские комментарии анализируется сталинское восприятие собственной личности и исторического процесса, уясняется место «сталинских» глав в общей художественной структуре произведения. «Сталинские» главы заключают средоточие историософской проблематики романа, вокруг которой развернутся споры его персонажей. Здесь достигается полифония различных повествовательных форм: динамичная драматургия эпизода, острого, стихийно развивающегося, имеющего мощный подтекстный фон диалога сочетается с опоясывающей эти главы ситуацией «один на сцене», в полноте передающей парадоксы как внутренней жизни вождя, так и исторического времени.
Ничипоров, И.Б. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ В «СТАЛИНСКИХ» ГЛАВАХ РОМАНА А. СОЛЖЕНИЦЫНА «В КРУГЕ ПЕРВОМ» / И.Б. Ничипоров // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика .— 2015 .— №4 .— С. 69-75 .— URL: https://rucont.ru/efd/404271 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«В КРУГЕ ПЕРВОМ» И.Б. Ничипоров Московский государственный университет им. <...> М.В. Ломоносова Воробьевы горы, ГСП-1, Москва, Россия, 119991 В статье рассмотрены приемы художественного изображения Сталина в романе Александра Солженицына «В круге первом» (1955—1968; главы 19—23). <...> В работе исследуются различные варианты соотношения авторской речи с голосами вождя и иных персонажей. <...> С опорой на внутренние монологи центрального героя, его несобственно-прямую речь, авторские комментарии анализируется сталинское восприятие собственной личности и исторического процесса, уясняется место «сталинских» глав в общей художественной структуре произведения. <...> «Сталинские» главы заключают средоточие историософской проблематики романа, вокруг которой развернутся споры его персонажей. <...> Здесь достигается полифония различных повествовательных форм: динамичная драматургия эпизода, острого, стихийно развивающегося, имеющего мощный подтекстный фон диалога сочетается с опоясывающей эти главы ситуацией «один на сцене», в полноте передающей парадоксы как внутренней жизни вождя, так и исторического времени. <...> Ключевые слова: композиция художественного произведения, Солженицын, Сталин, полифония, художественная концепция истории В художественной структуре романа А. Солженицына <...> Парадоксальным образом сам вождь ассоциируется у Солженицына с арестантом и заложником порожденной им Системы [1. <...> 19-я глава представляет развернутую экспозицию «сталинского» раздела романа, где «оттачиваются» важнейшие приемы исторического портретирования. <...> Детально выведенная сцена «перелистывания» вождем своей «житийной» биографии открывает в повествовательном пространстве поле конфликтного соприкосновения авторского слова и сознания героя, что соответствует излюбленному у Солженицына принципу «полифонии индивидуальных восприятий» [3. <...> 65], который был реализован еще в «Одном дне Ивана Денисовича», где имели место «авторское самоотчуждение <...>