КНИГА «ВЕЧЕР» АННЫ АХМАТОВОЙ СКВОЗЬ ВРЕМЯ: ЦИКЛИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДОКСЫ Л.Г. Кихней Институт международного права и экономики им. <...> Энтузиастов, 21, Москва, Россия, 111024 В статье рассмотрена первая книга стихов Анны Ахматовой «Вечер» (1912) как структурносемантическая целостность, анализируются авторские приемы, эту целостность обеспечивающие. <...> Впервые прослеживаются механизмы обновления семантического звучания «Вечера» как метацикла в период его «летейского» существования в виде разделов в сборниках Ахматовой, изданных при ее жизни. <...> Подобная авторская стратегия позволяла ввести в корпус сборника стихи, которые по тем или иным причинам не могли быть опубликованы в более поздних разделах и с более поздними датами. <...> «Состарение» даты и введение новых стихов в контекст ранней лирики отвечали психологическому и философскому настрою поэта и позволяли избежать цензурных препон. <...> Доказывается, что эти стихи, равно как и новые редакции «старых» стихотворений, как правило, выполняют у Ахматовой функции семантического вычленения, интегрирования, акцентуации того или иного ключевого мотива и поэтому зачастую ставятся в сильную позицию (например, в начало раздела или сборника). <...> Ключевые слова: книга стихов, сборник, смысловая структура, цикл, раздел, семантика Начало творческого пути Анны Ахматовой было ознаменовано выходом книги стихов «Вечер» (1912), сразу принесшей ей известность. <...> Эти бедные стихи пустейшей девочки почему-то перепечатываются в тринадцатый раз… <...> Сама девочка, насколько я помню, не предрекала им такой судьбы… <...> Дело здесь, конечно, и в смене субъекта лирической рефлексии («женщина из объекта отображения становится лирическим субъектом»), и в новой для лирики психологической глубине, как бы заимствованной у русского романа (О. Мандельштам <...> Каждый раз, компонуя книгу или раздел (в случае невозможности публикации полноценной книги), Ахматова располагала стихи <...>