Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
0   0
Первый авторЛанин
Страниц10
ID404198
АннотацияВ статье рассматривается образ Сталина в прозе В. Гроссмана. В центральном романе «Жизнь и судьба» писатель не анализирует Сталина как психологический тип: для него Сталин лишен психологии. Он является лишь функцией государства, живым воплощением власти, которая проявляется в его поступках и отражается в судьбах миллионов людей.
Ланин, Б.А. СТАЛИН В ПРОЗЕ ВАСИЛИЯ ГРОССМАНА / Б.А. Ланин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика .— 2014 .— №4 .— С. 13-22 .— URL: https://rucont.ru/efd/404198 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ланин ФГНУ ИСМО РАО Погодинская, 8, Москва, Россия, 101125 В статье рассматривается образ Сталина в прозе В. Гроссмана <...> В центральном романе «Жизнь и судьба» писатель не анализирует Сталина как психологический тип: для него Сталин лишен психологии. <...> Ключевые слова: образ Сталина, Василий Гроссман, культ личности, послевоенная проза, «Жизнь и судьба», «Мир Вам!» <...> Устройство жизни в Советском Союзе Гроссман считал несправедливым и уродливым. <...> Боевой офицер, прошедший Сталинград и проделавший за годы войны путь от лейтенанта до подполковника, — Гроссман, видимо, и не помышлял перебежать к союзникам. <...> Открытие Гроссмана заключалось в том, что образ Сталина у него лишен психологии. <...> Она проявлялась лишь в поступках, а психологического анализа образа Сталина в прозе Гроссмана нет принципиально. <...> Никто не встретил писателя, приехавшего в Ереван, чтобы перевести на русский язык роман армянского прозаика. <...> В характере Сталина выразился характер построенного им государства» [2. <...> Старый революционеры — большевик-ленинец Мостовской и меньшевик, а затем эмигрант Чернецов — спорят о сталинском социализме. <...> Мостовской защищает все, ведь перед ним — старый идейный враг. <...> Мостовской немедленно бросается защищать эту формулу, но Чернецов саркастично парирует: «А вы считаете Сталина наследником Герцена? <...> » Впрочем, и Мостовской ни разу не защищал именно Сталина. <...> Когда Штрум находится под атакой националистически настроенных мракобесов и демагогов, его приглашает к себе академик Чепыжин, прежний директор института и ментор Штрума. <...> Чепыжин, придумавший (еще в романе «За правое дело») теорию «жизненной квашни», в которой все перемешивается во имя этических категорий добра и свободы, продолжает здесь свои философские поиски. <...> Однако Чепыжин отказывается от такого предположения, утверждая, что «грань, ограничивающая бесконечность Вселенной — жизнь. <...> Чепыжин подсчитывает, что человечество весит сто миллионов тонн. <...> Вот поднимает <...>