СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: БИЗНЕССООБРАЖЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ Л.Н. <...> Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 В статье рассматривается взаимосвязь между двумя парадигмами: пресса как бизнес и пресса как реализация социальных приоритетов. <...> Современная практика деятельности средств массовой коммуникации дает примеры реализации таких парадигм и их взаимодействия. <...> Ключевые слова: пресса как бизнес, социальные приоритеты в прессе, роль владельца, роль государства. <...> При всех существующих формах регламентации деятельности прессы — законодательства, профессиональных кодексов, сферы морали и этики — важной переменной в стандартах качества прессы является фигура Владельца издания или, когда речь идет о государственных структурах, — фигура Издателя (1). <...> Однозначно массовое сознание — на основании долгого присутствия в информационном пространстве — отдает себе отчет в том, что эта фигура значима и она очень влияет на содержание контента (выбор фактов, комментарии, отбор экспертного корпуса и т.д.) <...> . Так, в ходе исследования взаимоотношений СМК и аудитории в рамках проекта «Общественное мнение» (1968—1974 гг., Институт конкретных социальных исследований АН СССР, руководитель Б.А. Грушин) в интервью с местными журналистами мы выяснили картину четкого осознания ими этого влияния. <...> Журналистам было предложено ответить на вопросы: 1) каким задачам уделяют сегодня наибольшее внимание местные СМК; 2) каким задачам должны уделять внимание местные СМК; 3) какие задачи в первую очередь должны решаться по мнению руководящих органов; 4) какие задачи в первую очередь должны решаться по мнению населения? <...> Журналисты осознавали разницу между требованиями, исходящими от руководящих органов, между идеальными, должными задачами прессы и мнениями населения на этот счет. <...> Особенно велика разница, по мнению журналистов, когда речь идет о задаче «воспитывать, формировать у читателей, слушателей, зрителей убеждения <...>