МУЗИЛЯ «ЧЕЛОВЕК БЕЗ СВОЙСТВ» В.В. Шервашидзе Российский университет дружбы народов ул. <...> Музиль создал роман, в котором эстетику аналогов определяет синтез различной стилистики. <...> Многослойность символов мирового искусства позволяет понять основную идею романа: «Все, что мы делаем, только подобие». <...> Музиля, начиная с раннего романа «Смятение воспитанника Тёрлеса» (1906), цикла новелл «Три женщины» (1924) и заканчивая грандиозным романом «Человек без свойств» (1930—1934), — это попытка показать типологию современного сознания, это установка на «взгляд изнутри». <...> Пристальный интерес к «анатомии» сознания обусловливает структуру художественных образов, являющихся авторскими самопроекциями. <...> Мировоззренческая позиция писателя обусловила тенденцию к синтезу различных стилистик в романе «Человек без свойств». <...> Первый слой, лежащий на поверхности, это слой объективного повествования, воспроизводящий эпическое полотно империи Габсбургов. <...> С абсолютной точностью Музилем определены время и место действия: Австрия, а точнее, Вена, 1913 г., канун убийства габсбургского престолонаследника и начало Первой мировой войны. <...> Внешнее движение событий организуется знаменитой «параллельной акцией». <...> На тот же год приходится юбилей семидесятилетнего правления императора Австро-Венгрии Франца Иосифа; австрийцы решают не отставать от «спесивых немцев» и готовят «параллельную акцию». <...> Но историческая панорама событий является для Музиля всего лишь фоном, на котором разыгрываются основные битвы — битвы современного сознания. <...> Музиля «Человек без свойств» В понимании Музиля современный роман — «субъективная формула жизни», объемлющая и всего человека, и всю сложность его отношений со временем, историей, государством. <...> Подлинная реальность в романе противопоставлена миру обыденного сознания — миру свойств, т.е. репродуцирования стертых клише и стереотипов, раз и навсегда установленных «великих идеалов» и законов. <...> Весь <...>