Таможенная политика С.Ю. Витте и регулирование казенного импорта… <...> ВИТТЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЗЕННОГО ИМПОРТА ПРОМЫШЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ А.Ю. <...> Профсоюзная, 23, Москва, Россия, 117997 Проблема казенного импорта промышленного оборудования рассмотрена в статье в контексте таможенного регулирования внешней торговли России в период пребывания С.Ю. Витте на посту министра финансов (1892–1903). <...> На базе архивного материала выявлены мотивы, которыми руководствовались различные ведомства, отдавая предпочтение зарубежным производителям перед отечественными. <...> Прослежены ход и результаты межведомственной борьбы по вопросу о казенных заграничных заказах, которая развернулась в 1890-е гг. между Министерством финансов, с одной стороны, и прочими казенными учреждениями – с другой. <...> В основе «системы Витте» была заложена идея ускоренной индустриализации и создания собственной национальной промышленности, развивающейся «на почве освобождающегося от крепостных уз народного труда» (1) и защищенной от иностранной конку13 Вестник РУДН, серия История России, 2013, № 4 ренции таможенно-протекционистскими мерами (2). <...> Интересы российских машиностроительных предприятий, требовавших от правительства ограничения ввоза машин из-за рубежа, в известной степени противоречили интересам всех прочих промышленников, предпочитавших оснащать свои фабрики и заводы импортным оборудованием. <...> Несмотря на то, что российское машиностроение в целом уступало зарубежному по качеству и ассортименту продукции, Витте, тем не менее, пошел по пути укрепления отечественной машиностроительной базы, последовательно ограждая его от иностранной конкуренции. <...> Таможенная политика играла в этом важную роль. <...> Так, согласно таможенному тарифу 1893 г., пошлины на ввозимые в Россию машины выросли на 30% по сравнению с тарифом 1891 г., который был введен И.А. Вышнеградским, предшественником Витте на посту главы финансового ведомства. <...> В записке, представленной в Государственный <...>