ГЕНДЕРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОЦИОНОРМАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАБАРДИНЦЕВ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАБАРДИНСКОГО ВРЕМЕННОГО СУДА (1822–1858 ГГ.) <...> )* А.Х. Абазов Отдел исторических наук Институт гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской республики и Кабардино-Балкарского научного центра ул. <...> Делается вывод, что административно-судебная реформа 1822 г. повлекла за собой существенные изменения правового статуса кабардинских женщин. <...> Исследование трансформации гендерного элемента соционормативной культуры кабардинцев во второй четверти XIX в. имеет важное значение для понимания особенностей интеграции Кабарды в правовое пространство Российской империи. <...> В этом плане соционормативная культура понимается как система институтов, принципов, норм поведения, адаптивных технологий в области права и морали (1). <...> 87 Вестник РУДН, серия История России, 2013, № 2 чиева отмечала, что категория «цIыхум и нэмыс» определяет «этический иммунитет личности, при котором устанавливается равенство всех людей перед хабзэ» (3). <...> Некоторые аспекты регулирования гендерных отношений в традиционном кабардинском обществе закреплены в сводах обычаев и традиций, в частности, в «Постановлении о сословиях в Кабарде» (1785), «Народное условие, сделанное 1807 г., июля 10, после прекращения в Кабарде заразы, в отмену прежних обычаев» и «Полное собрание кабардинских древних обрядов» (1844) и т.п. <...> С учреждением Кабардинского временного суда в 1822 г. соционормативная культура кабардинцев подверглась существенным изменениям. <...> В кабардинском временном суде по нормам обычного права разбирались все гражданские споры между кабардинцами, а также иски, подаваемые на них представителями других народов (4). <...> Однако некоторые неумышленные убийства и ранения, которые не представляли особой важности, с дозволения властей разбирались по нормам обычного права кабардинцев (6). <...> С его учреждением женщины приобрели право самостоятельно или через представителей обращаться <...>