Джихад в интерпретации Абдаллы Аззама ДЖИХАД В ИНТЕРПРЕТАЦИИ АБДАЛЛЫ АЗЗАМА К.А. <...> Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 В статье анализируется доктрина «экстремистского панисламизма» исламского деятеля палестинского происхождения Абдаллы Аззама, «духовного наставника» Усамы бен Ладена, центральным понятием которой стала трактовка автора концепции джихада. <...> Исламский деятель палестинского происхождения Абдалла Аззам (1941– 1989 гг.), «духовный наставник» Усамы бен Ладена, явился тем, кто впервые сформулировал так называемую «доктрину экстремистского панисламизма» в контексте афганского джихада в период войны с Советским Союзом. <...> В понимании Аззама защита мусульманских земель является первейшей (после имана – собственно веры в Господа) обязанностью верующего и строится на «двух главных столпах: терпении, которое открывает храбрость сердца, и великодушии (щедрости), благодаря которой расходуется чье-либо богатство души» [5. <...> Во времена пророка Мухаммада и его последователей мусульмане неукоснительно придерживались этого правила, что и помогло им стать «хозяевами этого мира и учителями человечества» [5. <...> Но последующие поколения пренебрегли правилами, установленными Господом, забыв наиболее важную из обязанностей – ведение джихада [5. <...> Разделяя джихад на наступательный и оборонительный, Аззам отмечал, что наступательный джихад предполагает нападение на врага на его же соб37 Вестник РУДН, серия Всеобщая история, 2015, № 2 ственной территории. <...> В этом случае джихад становится фард аль-кифая (коллективной обязанностью), налагая на мусульман обязательство охранять границы дар аль-ислам («земли ислама»), а также формировать и отправлять в дар аль-харб («землю войны») армию «единожды или дважды каждый год» с целью устрашить врагов Аллаха. <...> Ссылаясь на мусульманских улемов (ученых), Аззам утверждал, что наступательный джихад необходим для того, чтобы установить джизью (подушной налог для иноверцев <...>