Вестник РУДН, серия Всеобщая история, 2014, № 1 ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ О ХРИСТЕ Б.Г. Якеменко Кафедра истории России Российский университет дружбы народов ул. <...> Кризис проникает во все сферы жизни – в духовную, семейную, бытовую, экономическую, политическую. <...> Все это очень роднит нас с тем временем, в котором родился и жил Христос, понимание того времени приводит к пониманию и нынешней эпохи, той, в которой живем мы. <...> Античность, духовно исчерпав себя, закономерно пришла к скептицизму, к упадку духа, за которым неизбежно следует и упадок цивилизации в целом. <...> И парадоксальность возникновения христианства на изломе эпох состоит именно в том, что оно не могло быть порождено рушащимся античным миром, переживавшим глубокий духовнонравст-венный кризис. <...> «Культура совести», совести не могла сама воздвигнуться из культуры, имевшей о совести весьма отвлеченные представления. <...> Для людей античности совесть в лучшем случае есть «знание о добре», то есть она рассматривается в конкретных, рационалистических, измеряемых категориях. <...> Поэтому образ Христа не мог возникнуть как компиляция различных античных и предшествующих им образов, а Его учение сложиться в результате переработки предыдущих представлений о божестве. <...> Голос совести нельзя было воспитать в себе – его можно было только услышать. <...> Придти и своим Пришествием поставить под вопрос смысл существования великих цивилизаций древнос134 Якеменко Б.Г. О Христе ти. <...> Неслучайно античное сознание пытается приспособить Христа к своему упрощенному пониманию несколько столетий. <...> Это видно по эпохе Вселенских соборов, по тому, как долго, сложно, порой драматически утверждается немыслимый для человека античности, невместимый для античного разума догмат о Богочеловечестве. <...> Мы не были ее свидетелями, не ходили по улицам античных городов, не спорили в харчевнях о личности странного бродячего Проповедника, окруженного горсткой последователей, а в последние мгновения жизни брошенного <...>