От бинтования стоп к туфлям на каблуке… ОТ БИНТОВАНИЯ СТОП К ТУФЛЯМ НА КАБЛУКЕ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА ЖИТЕЛЬНИЦ ШАНХАЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX В. Ю. <...> Кафедра восточной филологии Отделение востоковедения Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Покровский б-р, 8, Москва, Россия, 109028 В статье рассмотрены изменения во внешнем облике женщин Шанхая в период 1911–1949 гг., связанные с распространением новых социальных концепций в обществе и популяризацией городской культуры. <...> Анализируется процесс отказа китайского общества от традиционного обычая бинтования стоп девочек в раннем возрасте. <...> Автор последовательно раскрывает основные этапы трансформации элементов одежды женщин Китайской Республики: от миниатюрных расшитых ботинок до первых туфлей на каблуке в гардеробе «новых женщин». <...> Параллельно с рассмотрением атрибутов моды показаны основные социальные процессы, оказывавшие воздействие на стиль горожанок. <...> Ключевые слова: Шанхай, Китайская Республика, бинтование стоп, китайское общество, культурное взаимодействие, городская культура, городская мода. <...> Не было ни дня без жарких дебатов, в семьях, на страницах газет, в развлекательных заведениях» (1), – так охарактеризовала писательница Чжан Айлин период в истории Шанхая после Синьхайской революции. <...> Именно тот момент стал ключевым в вопросе изменения облика китайских женщин. <...> Шанхайская среда стала центром формирования новых идей и воззрений. <...> Подобно тому, как наиболее прогрессивные толки об «освобождении женщин» (фунюй цзефан) Китая велись на страницах именно шанхайских изданий, наиболее смелые изменения в образе новых девушек также впервые происходили в этом городе. <...> В стремлении отринуть традиционные воззрения и предписания шанхайская молодежь с первых же лет становления Республики развернула активную работу по формированию облика «новой женщины» (синь нюйсин) (2) Китая, свободной не только внутренне, но <...>