Т. Е. СТРОКОВСКАЯ ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ СТРАН ЕВРОСОЮЗА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Автор анализирует, каким образом геополитические изменения в Европе конца XX века повлияли на историческую память и как переосмысление национальной идентичности на современном этапе отразилось в восприятии и трансляции темы «Вторая мировая война» в учебниках истории. <...> В 2010 и 2012 годах Российский институт стратегических исследований опубликовал два сборника аналитических статей, посвященных теме «Вторая мировая война» в современных учебниках истории на пространстве Европейского союза. <...> В статьях выявлены характерные черты и методологические особенности презентации разделов о войне в государствах-участниках, а также в новых независимых странах, вошедших в Евросоюз после геополитических изменений конца XX века. <...> Особенности представления темы Второй мировой войны определяются несколькими факторами: участием или неучастием государства в антигитлеровской коалиции, принадлежностью или сотрудничеством со странами «оси», наличием, интенсивностью или отсутствием оккупационного режима и, наконец, «стажем» пребывания в ЕС. <...> В свете процессов европейской и мировой интеграции и изменения геополитической конъюнктуры в начале нового века государства Евросоюза поставили задачу создания единого общеевропейского учебника по истории Европы. <...> При этом несмотря на то, что в большинстве стран, где есть обязательная государственная программа преподавания истории, раздел, посвященный Второй Историческая психология и социология истории 1/2015 21–32 22 Историческая психология и социология истории 1/2015 мировой войне, остается одним из важных, его удельный вес в курсе как национальной, так и мировой истории везде, кроме Германии, снижается. <...> «Размываются» представления и оценки, акцент делается на таких «политкорректных» вопросах, как общие причины войны, а не прямая ответственность конкретных <...>