ГОЛУБЕВ ТРИАЛЕКТИКА ИСТОРИИ С позиций триалектики развитие рассматривается как разрешение противоположностей путем рождения «нового», являющегося их гармоническим синтезом. <...> Обсуждаются основные противоположности в социумах и пути их разрешения в историческом ракурсе. <...> Феномен ноосферы представлен как система «природа – человек – общество» в их ноосферном (гармоническом) сочетании. <...> Показывается, что ноосфера не есть система тотального управления биосферой человеком, а является гармоничным сочетанием природного и антропогенного компонентов. <...> Обсуждаются три главные составляющие ноосферы: регулируемая биосфера, «Человек гармоничный», социогуманитарное общество. <...> Согласно диалектике Гегеля источником развития являются внутренние противоречия в эволюционирующих системах, образующие единство противоположностей. <...> Новая естественно-гуманитарная наука эргодинамика (Бушуев, Голубев 2003) подтверждает этот принцип. <...> Согласно ей, сущность развития – единство противоположных процессов рассеяния – концентрирования энергии. <...> В любых эволюционирующих системах на фоне рассеяния энергии происходит ее аккумулирование (в структурной форме), в чем и заключается сущность прогресса. <...> История и современность, № 2, сентябрь 2014 3–16 4 История и современность 2/2014 Между тем развитие означает рождение «нового». <...> Поэтому диалектика для эволюционирующих систем снимается триалектикой. <...> От диалектики к триалектике Системный мировой кризис имеет мировоззренческий характер и обусловлен господством диадной парадигмы развития – единства и «борьбы» противоположностей. <...> Строго говоря, эта парадигма не описывает феномен развития (прогресса). <...> Противоположность «человек – государство» На протяжении веков государство было орудием насилия, господства меньшинства над большинством. <...> Была задействована установка тоталитаризма «человек для государства». <...> Однако постепенно государство гуманизировалось – приобретала <...>