ИСТОКИ И СУЩНОСТЬ КЛАССИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В статье рассматриваются внепедагогические причины противостояния классицистов и гуманистов. <...> Развивая и углубляя идеи выдающегося педагога С. И. Гессена, автор вскрывает глубинные культурные, психологические и ментальные расхождения двух взглядов на судьбу среднего образования, проявляющиеся и в работах наших современников. <...> Ключевые слова: классическое образование, среднее образование, европейская школа, просвещение, зрелость, христианство, классическая школа, древние языки, ментальность. <...> Возможно, объяснение столь упорно-бесплодного противостояния классицистов и реалистов выходит за пределы собственно вопросов обучения и воспитания. <...> Насколько нам известно, первым глубокое внепедагогическое обоснование этой проблемы дал никто иной как Гессен. <...> Изучив две крайние точки зрения, из которых одну можно было бы назвать точкой зрения формального, а другую – реального образования, он смог вскрыть то, что назвал «основной антиномией теории научного образования» (Гессен 1995: 238), под которой понимал прикладную философию. <...> Истоки и сущность образования 109 особенностью классического образования являлось то, что его культурологическая и педагогическая миссии были призваны объективно дополнять друг друга и не могли реализовываться вне взаимной связи и взаимовлияния» (Лобзаров 2008: 132). <...> Русская идея европейского образования Как писал первый директор «образцового» классического учебного заведения в дореволюционной России, «Московского лицея в память цесаревича Николая», более известного как «Катковский лицей», П. М. Леонтьев, «европейская школа есть классическая школа, которая ставит своих воспитанников на почву истории и вводит их в общее наследие человечества» (Толстихина 1995: 11). <...> Этой родиной и этим истоком совершенно справедливо признавалась Древняя Греция, вослед которой развился ее западный сосед – Древний Рим» (Шичалин, Шичалина 2000). <...> «Европейская <...>