И. Э. СУЛЕЙМЕНОВ, О. А. ГАБРИЕЛЯН, Д. Б. ШАЛТЫКОВА, К. И. СУЛЕЙМЕНОВА ПРОСТРАНСТВО СМЫСЛОВЫХ КОДОВ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Показано, что текущий глобальный кризис только в первом приближении может рассматриваться как финансовый, в действительности его природа в значительной степени определяется кризисом проектности, отсутствием ассимилированного обществом смыслового кода, который позволил бы задать векторы развития. <...> Прообразом одной из них может стать феномен, известный в литературе как «греческое чудо». <...> Введение Текущий глобальный кризис активно обсуждается как в академических изданиях, так и на страницах СМИ. <...> Прежде всего это означает, что нет никаких оснований утверИстория и современность, № 1, март 2014 46–68 И. Э. Сулейменов и др. <...> Пространство смысловых кодов цивилизации 47 ждать, что военный путь разрешения противоречий может привести к ожидаемому результату (даже если оставить в стороне моральные оценки). <...> Критика ценностей общества потребления (Baudrillard 1970) и отдельных его черт (Boorstin 1974: 89–164; Lahire 2004), а также многие другие альтернативные точки зрения, сформированные, например, в рамках экологического или ноосферного мышления (Лазарев, Трифонова 2011; Грачев 2013: 7), чаще всего воспринимались обществом как набор благопожеланий, не имеющих отноше 48 История и современность 1/2014 ния к реальной жизни. <...> Говоря более широко, общество с повышенной степенью внутреннего доверия и априорным уважением к правам личности, включая уважение к чужой собственности, автоматически сни И. Э. Сулейменов и др. <...> Пространство смысловых кодов цивилизации 49 жает расходы на обеспечение безопасности, в том числе экономической, и тем самым резко повышает эффективность функционирования экономики в целом. <...> Смыслы, достойные так называться, порождают проектность, то есть задают вектор развития общества (здесь и далее под проектностью будет пониматься именно совокупность усвоенных обществом воззрений, точнее, смысловых кодов <...>