Е. Н. ЯРКОВА ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ Статья посвящена выявлению роли исторического опыта в социальном бытии. <...> Автором выделяются три типа восприятия исторического опыта: исторический идеализм, исторический нигилизм, исторический реализм. <...> Предложенная типологическая триада рассматривается как инструмент анализа общественного сознания, степень развития реалистического отношения к историческому опыту – как индикатор способности общества к саморазвитию. <...> В самом общем смысле оно может быть определено как совокупность социальных норм и культурных образцов, с помощью которых поддерживаются существование и преемственность социальных структур. <...> Исходя из этой дефиниции, в качестве одного из социокультурных институтов можно позиционировать исторический опыт общества. <...> Под историческим опытом, как представляется, следует понимать бытующие в обществе представления о прошлом, которые могут «отливаться» как в форму иррациональных мифологических образов, так и в форму рационального логико-понятийного знания. <...> В. В. Алексеев определяет исторический опыт как «концентрированное выражение социальной практики прошлого и функционирования социума в окружающей среде, ориентированное на выявление закономерностей общественного развития, на получение Философия и общество, № 3 2014 67–78 68 Философия и общество 3/2014 знаний, обеспечивающих повышение обоснованности решений проблем современности»1. <...> Важно понимать, что исторический опыт – не просто мемориальный экспонат, он – стратегический ресурс общества, помогающий решать насущные проблемы, формировать эффективные программы жизнедеятельности. <...> Исторический опыт является необходимым составным элементом общественной жизни, вместе с тем его роль (функция) в социуме может быть разной: он может выступать как главный голос или как подголосок в сложной фактуре социального бытия; он может быть силой, консолидирующей общество, или силой <...>