С. Г. ПИЛЕЦКИЙ О МЕСТИ, ЧЕСТИ И БЕСЧЕСТИИ Статья посвящена исследованию извечной проблемы – мести и значению мести и возмездия в человеческой истории. <...> Автор пытается доказать, что не только эти понятия взаимосвязаны, не только развитие человеческого общества шло по пути упорядочивания, институциализации и эволюции кровной мести в цивилизованное возмездие, но что эта эволюция предстает как эволюция бесчестия. <...> Императивная максима «око за око, зуб за зуб, руку за руку, душу за душу» – сентенция, согласитесь, труднозабываемая. <...> Так что по Божьим законам, исходя из ветхозаветных установлений, гораздо лучше в этом деле переусердствовать, нежели недоусердствовать. <...> Ветхий Завет – это, без всякого преувеличения, энциклопедия жесточайшего мщения. <...> Тогда, согласитесь, это мало чем отличается от ветхозаветного «око за око, зуб за зуб» – все тот же принцип возмездия как краеугольный камень человеческого общежития, предзадающий возможность человеческой цивилизации. <...> Попытка перевода сей максимы из позитивного предписания в свой отрицательный аналог и придание ей формы запрета: «Не поступай с другими так, как ты не хотел бы, чтобы поступали с тобой» – мало что меняет и мало что дает. <...> Она в том, что будто бы новозаветная мораль низвергает и отменяет ветхозаветные императивы возмездия, а на их место возводит принципы сострадания, милосердия и всепрощения. <...> Как очевидно, речь в нем идет о мести, императивно о мести, и относительно именно него, на взгляд автора данной статьи, произошла интерпретационная сбивка, могущая вылиться и de facto вылившаяся в ту самую великую иллюзию, что якобы 94 Философия и общество 2/2014 Новый Завет, христианство, отменяет ветхозаветную «мстительную» мораль. <...> Новый Завет мщения не отменяет как акта возмездия, а лишь по-своему упорядочивает и иерархизирует его. <...> Да и потом, для особенных тугодумов и всевозможных «Фом неверующих» как будто специально заготовлена последняя, завершающая <...>