УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (гражданин и обыватель) С. ОСЬКИНА <...> Д есятилетиями наши школьники пишут сочинения и эссе по произведениям Концепции и системы (19—31) А.П. Чехова, В.В. Набокова, сравнивая позиции гражданина и обывателя. <...> За последние 20 лет около 40 исследовательских работ по педагогике посвящено условиям формирования гражданской позиции личности. <...> Практически в каждом программном документе в сфере образования в целевых установках определены понятия «гражданин», «гражданская идентичность». <...> Тем не менее гражданская тема не переста¸т быть актуальной. <...> К ней вновь обращаются, т.к. за школьными рассуждениями, теоретическими выкладками и программными положениями стоит реальная жизнь с эклектическим сознанием населения — от нигилистических настроений до националистических проявлений в поведении. <...> Обыватель с юридической точки зрения — это гражданин, но с психологической точки зрения — имеющий низкий уровень созидательной энергии. <...> Трудно классифицировать обываВ о спи т а т ельн ая р аб о т а в шко ле 2–3/16 телей и граждан; для этого необходимо проводить комплексное социологическое, психологическое и педагогическое исследование. <...> Попробуем выделить характерные позиции для обывателя и гражданина, выраженные в суждениях, по которым мы их отличаем в повседневной жизни. <...> Важное отличительное качество гражданина — созидательный труд во благо общества. <...> «Первое гражданское чувство — чувство создателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. <...> Как ни странно, но объектом и субъектом гражданского воспитания должно выступать взрослое население. <...> Поэтому если руководитель образовательной организации, большинство педагогов проявляют гражданскую позицию, то процесс е¸ формирования естественным образом станет предметом управления, что есть главное условие развития данного процесса. <...> Конечно, это требует от руководителя, как писал <...>