Опыт собственного поведения подтверждает факт того, что поведение человека есть самая решающая вещь в воспитании, будь это взрослый или подросток. <...> Когда человек понимает, что поступил неправильно, раскаивается и переживает чувство стыда, душевное смятение, внутренний дискомфорт. <...> СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИКА МАКАРЕНКО Так сложилось, что на протяжении многих лет в педагогике негласно существовали противоположные научные парадигмы, представляющие смыслообразующий контекст воспитания. <...> С одной стороны, это сторонники возрождения лучших и значимых педагогических традиций «свободного воспитания», где главное — это гуманизм, свобода, любовь, демократия, саморазвитие, поддержка, сотрудничество. <...> С другой стороны, представители, принимающие те же ценности, но в другом контексте: сторонники развития макаренковской педагогики во времени, «которая нужна прежде всего. практическим работникам», педагогика, которая ориентирована в воспитании на программы человеческой личности, педагогика дисциплины и свободы, уважения и требования, солидарности и ответственности, педагогика жизнеспособного со-бытия детей и взрослых, педагогика труда и заботы, педагогика с перспективой, способная «опережать общество в его человеческом творчестве»1. <...> Человек созидатель, творец, деятель трудом создавал материальное благополучие страны даже тогда, когда роль человека низводилась до уровня винтика в государственной машине. <...> Удивительное дело: не потерялись здравомыслие, чувство человеческого достоинства в человеке, потому что сохранились «душа», «духовность», «дух» в народе, отеческие традиции, педагогические приоритеты народности. <...> Вот и Симон Соловейчик в сво¸м педагогическом творчестве делает ставку на любовь: «ЛЮБИ, УМЕЙ ЛЮБИТЬ». <...> Его интересует мир детства, где мудрая и вечная любовь сама находит 1 Макаренко А.С. <...> 13 Концепции и системы (19—31) МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ в себе и силы, и опыт для решения сложных <...>