224 ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ РАССУЖДЕНИЕ О МИРЕ И ВОЙНЕ1 Часть первая I. <...> Свидетели тому Египет, знаменитый своею мудростию, Греция — мать наук, Рим — отечество многих великих людей, соперница его — богатая Карфагена, и многия государства и народы, которые истреблены войною. <...> Европа, ныне достигшая просвещения, человеколюбия, которые дают ей неоспоримые преимущества перед прочими частьми света, должна показать опыт оных чрез восстановление и утверждение общего и неразрывного мира между собою. <...> Сие мнение о необходимости, успокаивающее человека во всех его несчастиях, заставляет нас терпеливо сносить и бедствия войны и почитать все старания об истреблении оной тщетными. <...> Сохранение общего и неразрывного мира в Европе почитается невозможным, и потому не помышляют об оном. <...> Люди думают, что без войны не могут жить оттого, что войны всегда издавна были; но продолжительность зла не доказывает необходимость оного. <...> Мир, какой они между собою делают толь же часто, как и войну, не достоин сего наименования, он есть токмо отдых от войны и может справедливее назваться перемирием, заключенным без означения сроку. <...> Праздные толпы монахов, которых благоденствие зависело от невежества народов, питали оное, и большая часть людей воздавали нелепое почтение тем роскошнейшим и богатейшим монахам, которые сделали бога мира богом войны и обратили священный его закон в орудие своих страстей. <...> 6/2015 НАСЛЕДИЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ 226 ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Не лучше сего народы, заспорив между собою, причиняют взаимно друг другу всевозможные несчастия до тех пор, покуда и правый, не в состоянии будучи оные сносить, принужден бывает уступить свои права. <...> Просвещение должно распространить наши виды и показать нам, что благоденствие каждого государства неразлучно с общим благоденствием Европы. <...> Закон, нравы, науки и торговля соединяют сих жителей и составляют уже из нее некоторый род особенного общества. <...> Но для чего мы будем отсрочивать сие <...>