Ю. Буртин
Николай Александрович Добролюбов
Н. А. Добролюбов. Собрание сочинений в трех томах
Том первый. Статьи, рецензии и заметки (1853-1858)
Составление и вступительная статья Ю. Г. Буртина
Примечания Е.Ю. Буртиной
М., "Художественная литература", 1986
OCR Бычков М. Н.
Добролюбов -- крупное и самобытное явление в истории отечественной мысли. И это явление,
если можно так выразиться, наглядно историческое. Есть мыслители, стоящие в потоке времени одиноко
и особняком; нити, связывающие их с умственным движением своей эпохи, неявны, скрыты. Добролюбов,
напротив,-- из тех деятелей литературы и общественной мысли, которые открыто и в наиболее
концентрированном виде выражают "дух времени", ведущую тенденцию своей эпохи -- и этим интересны,
этим входят в большое историческое время, в национальный и общечеловеческий духовный опыт.
Он человек эпохи, когда рушилась крепостная Россия и рождалась Россия буржуазная, то есть -со
всеми исторически заданными ограничениями -- демократическая. Острота ситуации состояла в том,
что старая Россия была не просто феодальной, но именно крепостнической, жестко сословной и притом
самодержавно-деспотической на николаевский -- казарменно-бюрократический и полицейский -- лад. И
она уже далеко "перестояла" в этом состоянии и так наглядно была скомпрометирована в общественном
сознании поражением в Крыму. И все это -- на фоне обновленной революциями, бурно прогрессирующей
Европы. Отсюда -- резкое ускорение общественных процессов в России с середины 50-х годов и такая, в
сущности, стремительность их последующего течения,-- ведь всего 56 лет отделяют Октябрь 1917-го от
отмены крепостного права: век русского капитализма оказался короче одной человеческой жизни.
Все процессы шли быстро -- даже в сфере политики и права (где они в наибольшей мере
тормозились противодействием реакционных кругов), еще быстрее -- в экономике, но особенно быстро,
поистине на глазах, и притом многосторонне, менялось само общество как таковое: бурный рост
российского "третьего сословия" -- разночинства, переворот в семейных отношениях, в положении
женщины и во всей толще социальной психологии -- взглядов, понятий, форм общения, нравственных
норм. Медленнее менялась опутанная пережитками крепостничества деревня; тем не менее и при
"отставании" большинства нации процесс ломки старого уклада и одновременно -- демократизации,
форми-рования "гражданского общества" европейско-буржуазного типа шел с огромной быстротой. А то,
что он протекал под покровом самодержавной власти, при явных ее сдерживающих усилиях (только
увеличивало энергию отрицания, напор оппозиционных сил.
Все это -- контекст и общественная почва творчества Добролюбова, явившегося, однако, не только
отражением, но и активным ускорителем, катализатором общественных преобразовании. Первый из
русских публицистов-демократов, чей демократизм предстал как цельная и законченная
мировоззренческая система, он этим новым, демократическим взглядом охватил весь окружающий мир:
Россию и Запад, прошлое и настоящее, общественную жизнь и проблему личности, систему воспитания,
отношения в семье, литературу, философию, всю сферу духа. И тем самым дал могучий толчок
общественному сознанию -- к перестройке его на демократический и революционный лад.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК {*}
{* Написан при участии Г. В. Краснова.}
Биография Николая Александровича Добролюбова во многом типична для передовой русской
интеллигенции его поколения, но вместе с тем и уникальна.
Старший из восьмерых детей Александра Ивановича и Зинаиды Васильевны Добролюбовых, он
родился 24 января (5 февраля по новому стилю) 1836 года в Нижнем Новгороде, в доме при
Верхнепосадской Никольской церкви, настоятелем которой был его отец, а до него -- дед по матери, В. Ф.
Покровский. Собственно, уже это -- черта эпохи. Ведь сын священника -- это разночинец, представитель
единственного из тогдашних недворянских сословий, принадлежность к которому требовала
Стр.1