Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637035)
Контекстум
Электро-2024

Николай Александрович Добролюбов

0   0
Первый авторБуртин
Издательство[Б.и.]
Страниц26
ID4017
АннотацияОб авторе (Добролюбов Николай Александрович).
Кому рекомендованоОб авторе
Буртин, Ю. Николай Александрович Добролюбов : Статья / Ю. Буртин .— : [Б.и.], 1986 .— 26 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/4017 (дата обращения: 29.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Статьи, рецензии и заметки (1853-1858) Составление и вступительная статья Ю. Г. Буртина Примечания Е. Ю. <...> Есть мыслители, стоящие в потоке времени одиноко и особняком; нити, связывающие их с умственным движением своей эпохи, неявны, скрыты. <...> Добролюбов, напротив,-- из тех деятелей литературы и общественной мысли, которые открыто и в наиболее концентрированном виде выражают "дух времени", ведущую тенденцию своей эпохи -- и этим интересны, этим входят в большое историческое время, в национальный и общечеловеческий духовный опыт. <...> Он человек эпохи, когда рушилась крепостная Россия и рождалась Россия буржуазная, то есть -со всеми исторически заданными ограничениями -- демократическая. <...> Медленнее менялась опутанная пережитками крепостничества деревня; тем не менее и при "отставании" большинства нации процесс ломки старого уклада и одновременно -- демократизации, форми-рования "гражданского общества" европейско-буржуазного типа шел с огромной быстротой. <...> Все это -- контекст и общественная почва творчества Добролюбова, явившегося, однако, не только отражением, но и активным ускорителем, катализатором общественных преобразовании. <...> Первый из русских публицистов-демократов, чей демократизм предстал как цельная и законченная мировоззренческая система, он этим новым, демократическим взглядом охватил весь окружающий мир: Россию и Запад, прошлое и настоящее, общественную жизнь и проблему личности, систему воспитания, отношения в семье, литературу, философию, всю сферу духа. <...> Биография Николая Александровича Добролюбова во многом типична для передовой русской интеллигенции его поколения, но вместе с тем и уникальна. <...> Старший из восьмерых детей Александра Ивановича и Зинаиды Васильевны Добролюбовых, он родился 24 января (5 февраля по новому стилю) 1836 года в Нижнем Новгороде, в доме при Верхнепосадской Никольской церкви, настоятелем которой был его отец, а до него -- дед по матери, В. Ф. Покровский. <...> Среди шестидесятников <...>
Николай_Александрович_Добролюбов.pdf
Ю. Буртин Николай Александрович Добролюбов Н. А. Добролюбов. Собрание сочинений в трех томах Том первый. Статьи, рецензии и заметки (1853-1858) Составление и вступительная статья Ю. Г. Буртина Примечания Е.Ю. Буртиной М., "Художественная литература", 1986 OCR Бычков М. Н. Добролюбов -- крупное и самобытное явление в истории отечественной мысли. И это явление, если можно так выразиться, наглядно историческое. Есть мыслители, стоящие в потоке времени одиноко и особняком; нити, связывающие их с умственным движением своей эпохи, неявны, скрыты. Добролюбов, напротив,-- из тех деятелей литературы и общественной мысли, которые открыто и в наиболее концентрированном виде выражают "дух времени", ведущую тенденцию своей эпохи -- и этим интересны, этим входят в большое историческое время, в национальный и общечеловеческий духовный опыт. Он человек эпохи, когда рушилась крепостная Россия и рождалась Россия буржуазная, то есть -со всеми исторически заданными ограничениями -- демократическая. Острота ситуации состояла в том, что старая Россия была не просто феодальной, но именно крепостнической, жестко сословной и притом самодержавно-деспотической на николаевский -- казарменно-бюрократический и полицейский -- лад. И она уже далеко "перестояла" в этом состоянии и так наглядно была скомпрометирована в общественном сознании поражением в Крыму. И все это -- на фоне обновленной революциями, бурно прогрессирующей Европы. Отсюда -- резкое ускорение общественных процессов в России с середины 50-х годов и такая, в сущности, стремительность их последующего течения,-- ведь всего 56 лет отделяют Октябрь 1917-го от отмены крепостного права: век русского капитализма оказался короче одной человеческой жизни. Все процессы шли быстро -- даже в сфере политики и права (где они в наибольшей мере тормозились противодействием реакционных кругов), еще быстрее -- в экономике, но особенно быстро, поистине на глазах, и притом многосторонне, менялось само общество как таковое: бурный рост российского "третьего сословия" -- разночинства, переворот в семейных отношениях, в положении женщины и во всей толще социальной психологии -- взглядов, понятий, форм общения, нравственных норм. Медленнее менялась опутанная пережитками крепостничества деревня; тем не менее и при "отставании" большинства нации процесс ломки старого уклада и одновременно -- демократизации, форми-рования "гражданского общества" европейско-буржуазного типа шел с огромной быстротой. А то, что он протекал под покровом самодержавной власти, при явных ее сдерживающих усилиях (только увеличивало энергию отрицания, напор оппозиционных сил. Все это -- контекст и общественная почва творчества Добролюбова, явившегося, однако, не только отражением, но и активным ускорителем, катализатором общественных преобразовании. Первый из русских публицистов-демократов, чей демократизм предстал как цельная и законченная мировоззренческая система, он этим новым, демократическим взглядом охватил весь окружающий мир: Россию и Запад, прошлое и настоящее, общественную жизнь и проблему личности, систему воспитания, отношения в семье, литературу, философию, всю сферу духа. И тем самым дал могучий толчок общественному сознанию -- к перестройке его на демократический и революционный лад. БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК {*} {* Написан при участии Г. В. Краснова.} Биография Николая Александровича Добролюбова во многом типична для передовой русской интеллигенции его поколения, но вместе с тем и уникальна. Старший из восьмерых детей Александра Ивановича и Зинаиды Васильевны Добролюбовых, он родился 24 января (5 февраля по новому стилю) 1836 года в Нижнем Новгороде, в доме при Верхнепосадской Никольской церкви, настоятелем которой был его отец, а до него -- дед по матери, В. Ф. Покровский. Собственно, уже это -- черта эпохи. Ведь сын священника -- это разночинец, представитель единственного из тогдашних недворянских сословий, принадлежность к которому требовала
Стр.1