929 А.Ф. Киселев, Российская академия образования Чаадаев и чаадаевщина П.Я. Чаадаев В истории российской общественно-политической мысли особняком стоит фигура Петра Яковлевича Чаадаева (1794– 1856) – весьма неординарного философа, высказавшего столько, мягко говоря, «непопулярных» характеристик России, что их хватило почти на два столетия споров историков и философов о сути его взглядов на место и роль нашего Отечества в мировой истории. <...> П.Я. Чаадаев верно заметил, что в то время нашей исторической науке не хватало крупных обобщений по проблемам особенностей истории России. <...> Он взялся восполнить этот пробел с позиций религиозной философии. <...> История, по его мнению, в сущности предопределена Богом, ибо «ни план здания, ни цемент, связавший воедино эти разноо© Киселев А.Ф., 2016 38 бразные материалы, не были делом рук человеческих; все совершала пришедшая с неба мысль». <...> Человечество живет по заданному плану, но в его рамках люди обладают свободной волей и могут существенно влиять на ход исторического развития. <...> Две силы двигают историю: сила Бога и воля людей в лице их гениев. <...> П.Я. Чаадаев отталкивается от изречения Паскаля: «вся последовательная смена людей не что иное, как один и тот же постоянно сущий человек». <...> П.Я. Чаадаев подчеркивает, что предметом философии истории является не просто человек, а человек, причастный к Богу и несущий в себе «заряд высшего сознания», дарованного Всевышним. <...> Философы французского Просвещения так же проповедовали свободу человека деятельного, ищущего своего места в жизни и нацеленного на преображение мира. <...> П.Я. Чаадаев пишет, что грандиозный переворот в истории свершился с «утверждением христианских истин». <...> Они получили ясный вектор развития, конечную цель – установление Царства Божьего, что стало своеобразным заданием, призывом, смыслом жизни и деятельности людей. <...> П.Я. Чаадаев понимает Царство Божье как мир красоты, истины, блага, совершенства человеческого общества <...>