Леонтий Михайлович Бондаренко, капитан-лейтенант в отставке Подводная лодка М-305 проекта А615 на вечной стоянке в Одессе. <...> // http://photos.wikimapia.org о создании подводныХ лодок с единыМ дизельныМ двиГателеМ ОТ «ШНОРКЕЛЯ» К «ЕДИНОМУ ДИЗЕЛЮ» После Первой мировой войны сложилась определенная структура энергетической установки подводных лодок, которая существует и поныне на всех лодках, кроме атомных, с применение двух двигателей: для надводного плавания — дизельного двигателя и для подводного плавания — электродвигателя с питанием от аккумуляторной батареи. <...> Такие подводные лодки (ПЛ) не имеют возможности длительно плавать в подводном положении из-за ограниченной емкости аккумуляторных батарей, и, по существу, их следовало бы называть «ныряющими». <...> В 1930–1940 годах в Германии и в СССР проводились интенсивные научно-исследовательские и экспериментальные работы с целью увеличения продолжительности плавания ПЛ в подводном положении. <...> Основное направление этих работ — создание двигателя, способного работать как в подводном, так и в надводном положении ПЛ. <...> На начальном этапе этих работ в Германии, не отказываясь от принятой структуры энергоустановки, состоящей из двух двигателей (дизель + электродвигатель), успешно внедрили устройство под названием «шноркель» (нем. SchnЦrckel — дыхательная трубка), в СССР оно получило название РДП (Работа Дизеля под Перископом). <...> В конце второй мировой войны подводные лодки Гер24 мании были оснащены «шноркелями», в СССР все дизельные подводные лодки послевоенной постройки имели РДП. <...> РДП представляет собой телескопическую выдвижную шахту, которая поднимается над поверхностью воды. <...> В шахте два канала: один — для забора атмосферного воздуха, необходимого для работы дизельных двигателей, другой — для выброса наружу выхлопных газов от дизелей. <...> Входное отверстие воздушного канала заканчивается специальным поплавковым клапаном, который, закрываясь при волнении, не дает воде <...>