—2014 НАУКА И ТЕХНИКА №5— Сергей Шумилин ЧАСТЬ 1 УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СОЛДАТ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ТРАНСПОРТЕР-ТЯГАЧ МТ-ЛБ Армией Российской. <...> И хотя в войсках тягач относили не к бронетанковой, а к автомобильной технике, эту высокоманевренную бронированную машину использовали в том числе и как бронетранспортер. <...> Прогрессивные компоновочные решения обеспечили высокие базовые характеристики МТ-ЛБ, а также весьма выгодное соотношение стоимость-эффективность — довольно редкая особенность военной техники СССР, где оборонка не слишком заботилась об экономии. <...> Шасси МТ-ЛБ оказалось настолько удачным, что на его базе М разместили около двух десятков различных образцов техники и вооружения, например: зенитный ракетный комплекс «Стрела 10», противотанковый ракетный комплекс «Штурм С», радиолокационную станцию (РЛС) разведки наземных и надводных целей СНАР-10 «Леопард», машину радиационной и химической разведки РХМ «Кашалот». <...> Дополнительно расширились возможности применения МТ-ЛБ в качестве многоцелевого шасси для размещения различного вооружения после разработки более вместительной модификации — МТ-ЛБу с удлиненной на один каток ходовой частью. <...> МТ-ЛБу стал рекодсменом по количеству размещенных на нем комплексов вооружения и военной техники — более пятидесяти! <...> Это и командно-штабные машины, машины разведки, связи и управления, радиолокационный комплекс «Зоопарк», комплекс дистанционной химической разведки «Даль» и т.д. <...> Серийное производство МТ-ЛБ началось в 1968 году на Харьковском тракторном заводе им. <...> (ХТЗ) и продолжалось здесь вплоть до развала СССР. <...> Однако потребность в МТ-ЛБ была так велика, что кроме Советского Союза его производство, по советской лицензии, было развернуто еще в двух странах-участницах Варшавского договора — Польше и Болгарии. <...> До недавнего времени 56 Легкий артиллерийский тягач АТ-Л («изделие 5А»), разработанный ГСКБ Харьковского тракторного завода в начале 50-х годов для замены артиллерийских <...>