МУРАШОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, доктор филологических наук ЧТО РАЗДЕЛяЕТ СОБЕСЕДНИКОВ? <...> ГОВОРИТЬ И СЛУШАТЬ получили риторическое изложение психологии (что привело к нейролингвистическому программированию, возникновению слова-деяния, воздействующего на личность и почти гипнотически завораживающего её) и психологическое отношение к данным речевых дисциплин, а это риторика, её персоналистичность, действенность, влиятельность, ибо и самые красивые и яркие слова антириторичны, если не оказали на личность требуемого сверхзадачей воздействия. <...> Говоря о психологической динамике общения, А. А. Леонтьев имеет в виду по сути риторический критерий диалога: для него всё зависит от того, «насколько поставленная коммуникатором цель достигнута им в процессе общения, насколько мотив деятельности общения совпадает с её результатом». <...> Риторика оказывается речевым кодом современного специалиста по психологии, осуществляющего сверхрациональное воздействие на слушателя. <...> Возможность максимально идентичного понимания той или иной реальности собеседниками («раппорт») — компетенция некоей дисциплины на стыке № 1' 2015 егодня, когда социальные науки стремительно развиваются, значительный импульс филологии и психологии, и с попыткой преодоления этой проблемы в работах по НЛП такой «стыковой» дисциплиной становится риторика. <...> Как, по признанию Г. О. Винокура, литературный стиль не язык, а вторая образная действительность, так риторическое осмысление любого явления, текстового и предметного, — также действительность, надъязыковое представление, и изучает его в том числе и психология. <...> СИТУАЦИОННЫЙ БАРЬЕР Молодой актёр, старательно (это заметно во всём) копируя наставника в этой роли, ещё не поставил нужного голоса, потому ещё немного — и «даст петуха». <...> С другими рядами у него возник ситуативный барьер: с теми же людьми, если они оказались ближе, актёр вёл бы подлинный диалог — тот, который ведёт с нынешними <...>