Управление ОБРАЗОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТИ СЕТЕВОГО АНАЛИЗА для исследований в образовании Костати Михайлович Ушаков, Екатериа Николаева Куксо, доктор педагогических наук, профессор научно-исследовательского университета Высшей школы экономики аспирантка Института образования НИУ ВШЭ В астоящее врея ои из осовых иструетов ассового исслеоваия школ — статистический аализ. <...> Хотя это саый распростра¸ый способ, прелагающий широкие аалитические возожости, существуют и иые количествеые похоы к изучеию школ. <...> Рассотри перспективы сетевого аализа ля исслеоваий в образоваии. сетевой анализ социальный капитал методы исследования Различия статистического и сетевого анализа Разницу статистического и сетевого анализа можно выразить в нескольких положениях: 1) При статистическом анализе данные представлены в виде прямоугольных таблиц, где строки, как правило, отражают индивидов (или события, системы, явления), а ко79 исследование школ лонки — некоторые их качества. <...> При этом каждая ячейка таблицы описывает отношения между индивидами (часто для их Народное образование 3’2015 К.М. Ушаков, Е.Н. Куксо. <...> Возможности сетевого анализа для исследований в образовании Таблица 1 Мария Иван Анна П¸тр Пример статистических данных Пол Ж М Ж М Возраст 35 43 26 51 . <...> Стаж 12 20 1 15 обозначения используются слова «узлы», «вершины», «ноды»)1 Таблица 2 Пример сетевых данных Мария Мария — Иван Анна П¸тр 1 0 1 Иван 1 — 0 1 Анна 0 0 — 0 П¸тр 1 1 0 — разом, статистический анализ нацелен на индивидов (или каких-то других цельностей), а сетевой — на отношения внутри сети. <...> Стоит отметить, что в слово «отношения» может закладываться довольно широкий смысл: так, исследователь может изучать разные типы взаимодействий участников об2) Сетевой способ представления данных меняет и фокус рассмотрения. <...> Исследователь, занимающийся сетевым анализом, чаще всего рассматривает <...>