Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого – раскрываем смысл будущего; глядя назад – шагаем вперед; наконец, и для того полезно перетрясти ветошь, чтоб узнать, сколько ее истлело и сколько осталось на костях А.И. Герцен. <...> Дилетантизм в науке, 1842 г. Перед нами задача: написать для заинтересованного читателя объективную рецензию на эту книгу, что сделать непросто, так как трудно объять необъятное. <...> Знакомясь с содержанием книги, специалисты-неврологи должны получить ответы на вопросы: «кто мы», «откуда мы», «кто наши предшественники», «что мы должны сделать, чтобы сохранить важные традиции и найти дорогу для продолжения оптимального движения вперед в научно-практическом развитии нейронаук». <...> Изложение основано на скрупулезном изучении архивных материалов и неврологических публикаций, а также на основе личного научного и профессионального опыта авторов. <...> Рассматривая творческий путь ведущих неврологов, авторы в небольших разделах каждой главы с разных позиций рассматривают их жизненный путь, формирование их как ученых, формирование руководимых ими научных коллективов. <...> Выбрав наиболее значимые для развития неврологии труды, авторы предлагают глубокий профессиональный анализ научного содержания этих работ. <...> На этом фоне становится более наглядным тематическое предпочтение как руководителей научного направления, так и их коллективов. <...> Такой подход позволяет рассмотреть этапы развития неврологии с разных сторон, полнее оценить успехи научных коллективов. <...> Первые 2 главы посвящены зарождению и становлению медицины в России. <...> Прослежен путь ее развития от «Аптекарского приказа» через этапы военных госпиталей и постепенного формирования медицины гражданского общества. <...> Основными звеньями этого пути были возникновение университетов и учреждение при них медицинских факультетов. <...> Лишь к концу ХIХ века в медицине начали выделяться отдельные направления <...>