ГОГОЛЬ1
Ни один из современных русских писателей не подвергался, в своей литературной деятельности,
такой странной участи, как Островский. <...> Через год Островский написал новую комедию: "Бедная невеста". <...> Одну партию составляла молодая редакция "Москвитянина" 3, провозгласившая, что Островский
"четырьмя пьесами создал народный театр в России" 4, что он - Поэт, глашатай правды новой,
Нас миром новым окружил
И новое сказал нам слово,
Хоть правде старой послужил,- и что эта старая правда, изображаемая Островским,- Простее, но дороже,
Здоровей действует на грудь,5
нежели правда шекспировских пьес. <...> Хвалители Островского кричали, что он
сказал новое слово6. <...> Но народность эта была так неловко вытащена на сцену по поводу Любима Торцова и так сплетена с ним,
что критика, неблагоприятная Островскому, не преминула воспользоваться этим обстоятельством,
высунула язык неловким хвалителям и начала дразнить их: "Так ваше новое слово -- в Торцове, в Любиме
Торцове, в пьянице Торцове! <...> Это показыванье языка было,
разумеется, не совсем удобно для серьезной речи о произведениях Островского; но и то нужно сказать,-кто же мог сохранить серьезный вид, прочитав о Любиме Торцове такие стихи:
Поэта образы живые
Высокий комик в плоть облек... <...> Они только дали
критике противного направления справедливый повод прийти в благородное негодование и воскликнуть в
свою очередь о Любиме Торцове:
- И это называется у кого-то новое слово, это поставляется на вид как лучший цвет всей нашей
литературной производительности за последние годы! <...> Сам автор постоянно оставался в стороне, до самого последнего времени, когда
"Отечествен. записки" объявили, что Островский вместе с г. Григоровичем и г-жою Евгениею Тур -- уже
закончил свою поэтическую деятельность (см. <...> Таким образом, восторженные хвалители Островского немного сделали для объяснения публике
его значения и особенностей его таланта; они только помешали многим прямо и просто взглянуть на него <...>
Темное_царство.pdf
Н. А. Добролюбов
Темное царство
(Сочинения А. Островского. Два тома. СПб., 1859)
Н. А. Добролюбов. Русские классики. Избранные литературно-критические статьи.
Издание подготовил Ю. Г. Оксман.
Серия "Литературные памятники"
М., "Наука", 1970
OCR Бычков М. Н.
I
Что ж за направление такое, что не успеешь поворотиться, а тут уж и выпустят историю,-- и хоть
бы какой-нибудь смысл был... Однако ж разнесли, стало быть, была же какая-нибудь причина.
ГОГОЛЬ1
Ни один из современных русских писателей не подвергался, в своей литературной деятельности,
такой странной участи, как Островский. Первое произведение его ("Картина семейного счастья") не было
замечено решительно никем, не вызвало в журналах ни одного слова -- ни в похвалу, ни в порицание
автора2. Через три года явилось второе произведение Островского: "Свои люди -- сочтемся"; автор
встречен был всеми как человек совершенно новый в литературе, и немедленно всеми признан был
писателем необычайно талантливым, лучшим, после Гоголя, представителем драматического искусства в
русской литературе. Но, по одной из тех странных, для обыкновенного читателя, и очень досадных для
автора, случайностей, которые так часто повторяются в нашей бедной литературе,-- пьеса Островского не
только не была играна на театре, но даже не могла встретить подробной и серьезной оценки ни в одном
журнале. "Свои люди", напечатанные сначала в "Москвитянине", успели выйти отдельным оттиском, но
литературная критика и не заикнулась о них. Так эта комедия и пропала,-- как будто в воду канула, на
некоторое время. Через год Островский написал новую комедию: "Бедная невеста". Критика отнеслась к
автору с уважением, называла его беспрестанно автором "Своих людей" и даже заметила, что обращает на
него такое внимание более за первую его комедию, нежели за вторую, которую все признали слабее
первой. Затем каждое новое произведение Островского возбуждало в журналистике некоторое волнение,
и вскоре по поводу их образовались даже две литературные партии, радикально противоположные одна
другой. Одну партию составляла молодая редакция "Москвитянина" 3, провозгласившая, что Островский
"четырьмя пьесами создал народный театр в России" 4, что он -Поэт,
глашатай правды новой,
Нас миром новым окружил
И новое сказал нам слово,
Хоть правде старой послужил,-и
что эта старая правда, изображаемая Островским,-Простее,
но дороже,
Здоровей действует на грудь,5
нежели правда шекспировских пьес.
Стихи эти напечатаны в "Москвитянине" (1854 г., No 4) по поводу пьесы "Бедность не порок", и
преимущественно по поводу одного лица ее, Любима Торцова. Над их эксцентричностью много смеялись
в свое время, но они не были пиитической вольностью, а служили довольно верным выражением
Стр.1