Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611265)
Контекстум

Темное царство

0   0
Первый авторДобролюбов Николай Александрович
Издательство[Б.и.]
Страниц68
ID3989
Аннотация(Сочинения А. Островского. Два тома. СПб., 1859)
Кому рекомендованоКритика
Добролюбов, Н.А. Темное царство : Статья / Н.А. Добролюбов .— : [Б.и.], 1859 .— 68 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/3989 (дата обращения: 06.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ГОГОЛЬ1 Ни один из современных русских писателей не подвергался, в своей литературной деятельности, такой странной участи, как Островский. <...> Через год Островский написал новую комедию: "Бедная невеста". <...> Одну партию составляла молодая редакция "Москвитянина" 3, провозгласившая, что Островский "четырьмя пьесами создал народный театр в России" 4, что он - Поэт, глашатай правды новой, Нас миром новым окружил И новое сказал нам слово, Хоть правде старой послужил,- и что эта старая правда, изображаемая Островским,- Простее, но дороже, Здоровей действует на грудь,5 нежели правда шекспировских пьес. <...> Хвалители Островского кричали, что он сказал новое слово6. <...> Но народность эта была так неловко вытащена на сцену по поводу Любима Торцова и так сплетена с ним, что критика, неблагоприятная Островскому, не преминула воспользоваться этим обстоятельством, высунула язык неловким хвалителям и начала дразнить их: "Так ваше новое слово -- в Торцове, в Любиме Торцове, в пьянице Торцове! <...> Это показыванье языка было, разумеется, не совсем удобно для серьезной речи о произведениях Островского; но и то нужно сказать,-кто же мог сохранить серьезный вид, прочитав о Любиме Торцове такие стихи: Поэта образы живые Высокий комик в плоть облек... <...> Они только дали критике противного направления справедливый повод прийти в благородное негодование и воскликнуть в свою очередь о Любиме Торцове: - И это называется у кого-то новое слово, это поставляется на вид как лучший цвет всей нашей литературной производительности за последние годы! <...> Сам автор постоянно оставался в стороне, до самого последнего времени, когда "Отечествен. записки" объявили, что Островский вместе с г. Григоровичем и г-жою Евгениею Тур -- уже закончил свою поэтическую деятельность (см. <...> Таким образом, восторженные хвалители Островского немного сделали для объяснения публике его значения и особенностей его таланта; они только помешали многим прямо и просто взглянуть на него <...>
Темное_царство.pdf
Н. А. Добролюбов Темное царство (Сочинения А. Островского. Два тома. СПб., 1859) Н. А. Добролюбов. Русские классики. Избранные литературно-критические статьи. Издание подготовил Ю. Г. Оксман. Серия "Литературные памятники" М., "Наука", 1970 OCR Бычков М. Н. I Что ж за направление такое, что не успеешь поворотиться, а тут уж и выпустят историю,-- и хоть бы какой-нибудь смысл был... Однако ж разнесли, стало быть, была же какая-нибудь причина. ГОГОЛЬ1 Ни один из современных русских писателей не подвергался, в своей литературной деятельности, такой странной участи, как Островский. Первое произведение его ("Картина семейного счастья") не было замечено решительно никем, не вызвало в журналах ни одного слова -- ни в похвалу, ни в порицание автора2. Через три года явилось второе произведение Островского: "Свои люди -- сочтемся"; автор встречен был всеми как человек совершенно новый в литературе, и немедленно всеми признан был писателем необычайно талантливым, лучшим, после Гоголя, представителем драматического искусства в русской литературе. Но, по одной из тех странных, для обыкновенного читателя, и очень досадных для автора, случайностей, которые так часто повторяются в нашей бедной литературе,-- пьеса Островского не только не была играна на театре, но даже не могла встретить подробной и серьезной оценки ни в одном журнале. "Свои люди", напечатанные сначала в "Москвитянине", успели выйти отдельным оттиском, но литературная критика и не заикнулась о них. Так эта комедия и пропала,-- как будто в воду канула, на некоторое время. Через год Островский написал новую комедию: "Бедная невеста". Критика отнеслась к автору с уважением, называла его беспрестанно автором "Своих людей" и даже заметила, что обращает на него такое внимание более за первую его комедию, нежели за вторую, которую все признали слабее первой. Затем каждое новое произведение Островского возбуждало в журналистике некоторое волнение, и вскоре по поводу их образовались даже две литературные партии, радикально противоположные одна другой. Одну партию составляла молодая редакция "Москвитянина" 3, провозгласившая, что Островский "четырьмя пьесами создал народный театр в России" 4, что он -Поэт, глашатай правды новой, Нас миром новым окружил И новое сказал нам слово, Хоть правде старой послужил,-и что эта старая правда, изображаемая Островским,-Простее, но дороже, Здоровей действует на грудь,5 нежели правда шекспировских пьес. Стихи эти напечатаны в "Москвитянине" (1854 г., No 4) по поводу пьесы "Бедность не порок", и преимущественно по поводу одного лица ее, Любима Торцова. Над их эксцентричностью много смеялись в свое время, но они не были пиитической вольностью, а служили довольно верным выражением
Стр.1