Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637035)
Контекстум
Электро-2024

Н.А. Добролюбов — литературный критик и публицист

0   0
Первый авторЖданов
Издательство[Б.и.]
Страниц16
ID3987
АннотацияО творчестве автора (Добролюбов Николай Александрович).
Кому рекомендованоО творчестве автора
Жданов, В.В. Н.А. Добролюбов — литературный критик и публицист : Статья / В.В. Жданов .— : [Б.и.], 1970 .— 16 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/3987 (дата обращения: 29.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

1 Имя Добролюбова, одного из выдающихся представителей русской общественно-литературной мысли, живет в памяти передового человечества как имя гениального критика, блестящего публициста, историка, пламенного агитатора и поэта-сатирика. <...> Он стоял в самом центре литературной борьбы, в самой гуще современной жизни. <...> В Тамбове и Вятке, в Рязани и Харькове раскрывали книжки "Современника", где печатались его статьи, с таким же чувством, с каким в сороковых годах ждали "Отечественные записки" со статьями Белинского. <...> Читатели позднейших поколений нередко представляли себе Добролюбова как автора лишь нескольких блестящих литературно-критических статей -- об Островском, о Гончарове, о Тургеневе. <...> Если сегодня заново перечитать его сатиру в "Свистке", его лирику, где отчетливо слышны некрасовские интонации, и особенно его рецензии, то станет ясно, как многообразно наследие Добролюбова, как оно насыщено мыслями, до сих пор живыми и нужными. <...> От вопросов истории он переходил к вопросам естествознания, после истории литературы обращался к педагогике, философии и психологии. <...> Выдающимся социологом Добролюбов проявил себя в статье "От Москвы до Лейпцига", где высказаны замечательные мысли о положении рабочего класса в Западной Европе, находящегося под двойным гнетом -- не изжитого еще феодализма и растущей капиталистической эксплуатации. <...> По этой причине, указывал Добролюбов, имея в виду события революции 1848 г., "теперь в рабочих классах накипает новое неудовольствие, глухо готовится новая борьба, в которой могут повториться все явления прежней" {Н. А. Добролюбов. <...> }. Многие выступления Добролюбова способствовали утверждению материалистических принципов в изучении природы, в области естественных наук и философии. <...> Разоблачению философского идеализма, мистики, лженаучных теорий Добролюбов посвятил несколько статей и рецензий ("Органическое развитие человека <...>
Н.А._Добролюбов_—_литературный_критик_и_публицист.pdf
В. В.Жданов Н. А. Добролюбов -- литературный критик и публицист Н. А. Добролюбов. Русские классики. Избранные литературно-критические статьи. Издание подготовил Ю. Г. Оксман. Серия "Литературные памятники" М., "Наука", 1970 OCR Бычков М. Н. 1 Имя Добролюбова, одного из выдающихся представителей русской общественно-литературной мысли, живет в памяти передового человечества как имя гениального критика, блестящего публициста, историка, пламенного агитатора и поэта-сатирика. В бурную эпоху шестидесятых годов, когда под натиском революционных сил колебались устои крепостнической империи, Добролюбов вместе с Чернышевским возглавил подъем демократических сил в стране, стал признанным вдохновителем прогрессивного движения того времени. Он стоял в самом центре литературной борьбы, в самой гуще современной жизни. Несмотря на свою молодость, Добролюбов пользовался громадной популярностью среди читателей и приобрел большую власть над умами современников. Его статьи, напечатанные без подписи или под псевдонимом, проникали и в отдаленные углы России. В Тамбове и Вятке, в Рязани и Харькове раскрывали книжки "Современника", где печатались его статьи, с таким же чувством, с каким в сороковых годах ждали "Отечественные записки" со статьями Белинского. Читатели позднейших поколений нередко представляли себе Добролюбова как автора лишь нескольких блестящих литературно-критических статей -- об Островском, о Гончарове, о Тургеневе. Но подлинный Добролюбов -- не школьный, не хрестоматийный -- неизмеримо шире и разнообразнее. Если сегодня заново перечитать его сатиру в "Свистке", его лирику, где отчетливо слышны некрасовские интонации, и особенно его рецензии, то станет ясно, как многообразно наследие Добролюбова, как оно насыщено мыслями, до сих пор живыми и нужными. О чем только не писал Добролюбов! Он охотно касался событий международной жизни (достаточно вспомнить цикл статей об Италии); он следил за развитием антиколониального движения на Востоке, -- в статье по поводу восстания сипаев в Индии (1857 г.) с глубоким сочувствием говорится о том, как индийский народ просыпается от векового сна. Он интересовался историей социалистических учений на Западе (статья "Роберт Овен и его попытки общественных реформ"). Он размышлял о путях исторического развития России, подвергая критике реакционные взгляды славянофилов. От вопросов истории он переходил к вопросам естествознания, после истории литературы обращался к педагогике, философии и психологии. В одной из своих рецензий Добролюбов рассуждал о значении торфа для народного хозяйства России. В другой со знанием дела критиковал исследование о торговле на украинских ярмарках, оперируя статистическими данными, выкладывая целые столбцы цифр. В третьей излагал догмы и моральные нормы буддизма, сравнивая его с христианством и -- между строк -- развенчивая миф о Христе. В четвертой обосновывал прогрессивную методику преподавания географии. В пятой говорил об авторитете учителя, который должен служить идеалом для учеников. Но о чем бы ни шла речь в его статьях, какую бы тему, пусть даже далекую от современности, ни затрагивал Добролюбов, он всюду вносил дух боевого, непримиримого демократизма. В статьях, посвященных русской истории, Добролюбов выдвигал на первое место народ как движущую силу исторического развития; его взгляд на роль личности в истории резко противостоял концепциям, принятым в официальной историографии, карамзинской "государственной точке зрения". Выдающимся социологом Добролюбов проявил себя в статье "От Москвы до Лейпцига", где высказаны замечательные мысли о положении рабочего класса в Западной Европе, находящегося под двойным гнетом -- не изжитого еще феодализма и растущей капиталистической эксплуатации. По этой причине, указывал Добролюбов, имея в виду события революции 1848 г., "теперь в рабочих классах накипает новое
Стр.1