Полякова, докт. социол. наук, проф. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова* МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ И СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ N.L. <...> Polyakova METHODOLOGICAL PLURALISM AND STRUCTURE OF SOCIOLOGICAL THEORY В статье средствами историко-социологического анализа указываются различия между теоретической и эмпирической социологией. <...> В теоретической социологии есть несколько базисных традиций. <...> Исследование конкурирующих теоретических и методологических принципов, осуществленное в статье, позволяет установить некоторые фундаментальные свойства социологической теории в целом. <...> Ключевые слова: теоретическая социология, социологическая теория, методологический плюрализм, методологический холизм, методологический индивидуализм, понимающая социология, структура теорий. <...> The investigation of their competing theoretical and methodological principles carried out in the paper; identify some fundamental features of sociological theory as a whole. <...> Key words: theoretical sociology, sociological theory, methodological pluralism, verstehen soziologie, methodological holism, methodological individualism, positivism, theory structure. <...> В социологической мысли есть две фундаментальные позиции относительно структуры социологического знания: теоретическая социология, с одной стороны, и эмпирическая социология — с другой. <...> По поводу соотношения эмпирической и теоретической социологии, как правило, высказывались два мнения. <...> Согласно одному из них, с которым ранее всегда было согласно большинство социологов, социологическое знание должно стремиться к единству своих составляющих, и любая из них должна вносить свой вклад в развитие и трансформацию другой. <...> Согласно второму * Полякова Наталья Львовна, e-mail: vestnik@socio.msu.ru 50 мнению (и оно не так редко встречается), эмпирическая и теоретическая социология — два фундаментальных направления развития социологического знания, которые могут взаимодействовать, обогащать друг друга, пересекаться в творчестве тех или иных исследователей, однако само по себе их развитие осуществляется с опорой на собственные <...>