ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 330.341 DOI: 10.17238/issn2071-2243.2016.2.155 ОТНОШЕНИЯ ОБМЕНА В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА Андрей Валерьевич Улезько1 Шахзода Тагаевна Каюмова2 Павел Борисович Корецкий1 1 Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I 2 Институт предпринимательства и сервиса Таджикистана Рассматриваются вопросы, связанные с организацией и формированием экономического пространства; утверждается, что в условиях рыночной экономики экономическое пространство определяется масштабами производства и территорией реализации продукции, произведенной совокупностью локализованных хозяйствующих субъектов, ведущих деятельность самостоятельно или в рамках межрегиональных или межстрановых интегрированных объединений, а также то, что в современных условиях одним из наиболее перспективных инструментов формирования экономического пространства являются структуры кластерного типа; предлагается рассматривать экономическое пространство в виде совокупности локализованных продуктовых рынков, выход на которые позволяет экономическим субъектам локализованных территорий реализовать свои экономические интересы в сфере производства, обмена, распределения и потребления. <...> В качестве особенностей организации экономического пространства выделяются сложность, неоднородность и слабоструктурированность систем, иерархичность системы управления, социальная направленность и ориентированность, необходимость постоянных изменений параметров развития с целью адаптации к изменяющимся условиям функционирования, поддержание относительной саморегулируемости системы, необходимость постоянного встраивания совокупности целевых ориентиров и индикаторов в систему вертикальных и горизонтальных связей; объективные противоречия экономических интересов хозяйствующих субъектов и др.; делается вывод о том, что управление воспроизводственным процессом <...>